Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

капитану очередную сводку погоды на следующие сутки. Ну, ничего —пока терпи­ мо, тем более для Карского моря. А на «сию», как говорят капитаны, —погода вели­ колепная: ветер южный, слабый, на море чуть видимая рябь, да очень мягкая зыбь, солнечно, видимость отличная, более 10 миль, температура плюс 6 градусов, море чисто ото льда. К концу суток прошли пролив Карские Ворота и «выкатили» на просторы Карского моря. Далее путь лежит на северо-восток, в обход с севера острова Белый. Ну, вот-таки «сглазил» капитан погоду. С выходом в Карское море нава­ лился густой туман —видимость 1—2 кабельтова (1 кабельтов —185 метров). Ло­ гично —температура воздуха высокая, а вода заметно охлаждается, хотя все эти понятия в Арктике как-то часто и неожиданно перехлёстываются. Туман —злей­ ший враг моряков во все времена (разве что кроме военных условий), на всех морях и океанах, а в Арктике —особенно. Сейчас, правда, море чисто ото льда, но... чем чёрт не шутит, пока бог спит?! Тут Карское море —лёд может объявиться в любое время. Правда, гидрологи и ледовики из штаба морских арктических операций утверждают, что юго-западная часть Карского моря свободна ото льда. И нам оста­ ётся надеяться и внимательно, серьёзно глядеть вперёд. В тумане обошли с севера по «желобу» остров Белый и склонились к востоку, следующий ориентир — остров Вилькицкого. А на подходах к траверзу острова локаторы обнаружили первые полосы льда —уменьшили ход до малого. Полосы небольшие, но довольно плотные и иногда встречаются старые «зубастые» обломки полей —с виду неказистые, однако, еще весьма крепкие. А вокруг —тёмная ночь, туман и лёд, условия для плавания —не из приятных. Вахтенная служба у капитана Веселкова поставлена отлично и сам Виктор Михайлович на крыле мостика —весь внимание. Надежные, опытные моряки знают порядок и организацию службы при плавании в Арктике. На трассе заметное оживление. За двое суток встретили более десятка транс­ портов: «Дмитрий Донской», «Капитан Панфилов», «Дашава», «Апшеронск», тан­ кер «Рава Русская», «В. Качалов» и еще несколько балтийцев из Игарки с лесом. Наконец, уже на подходах к Енисейскому заливу, туман разорвало усиливающимся южным ветром. А 21 сентября под вечер «Нина Куковерова» «забежала» на внут­ ренний рейд порта Диксон и по указанию диспетчера с ходу ошвартовалась к при­ чалу. Дел у нас тут немного —выгрузили на причал трактор, заказанный капитаном «Гали Комлевой». Они занимаются в Енисейском заливе сбором брёвен-илавника, выносимого течением, вероятно, из игарских лесных запаней и выброшенного на берега залива. Это, вобщем-то, хорошая идея —собирать «за так» отличный строи­ тельный материал по специальному заказу снабженческой конторы пароходства для внутреннего потребления. Ну а там —можно и (для реализации желающим!) обза­ вестись этим весьма нужным товаром. Правда, насколько помнится, ничего путно­ го из этой затеи не получилось, причины неясны —кажется, лесопромышленники резко опротестовали эти инициативы. Всё верно, по-нашему —пусть благополучно гниёт на берегах в зоне прибоя. А что же —Диксон? Это большой посёлок городского типа, в определённом смыс­ ле —столица западного сектора Арктики. В старые, добрые времена, скажем, в 30-е —40-е годы XX столетия, о нём много рассказывали и писали. Он довольно быстро вырос и обустроился, стал базовым портом в ближней Арктике. В Диксоне создали угольно-бункеровочный комплекс, построили два небольших причала, на 201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz