Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Все они, естественно, нуждались и нуждаются теперь (те, что еще уцелели!) в раз личных видах ежегодного снабжения. Это наглядно характеризовалось постоянным, устойчивым ростом грузооборо та в Арктике. Впрочем, для большей уверенности обратимся к статистике. Если в 1933 году, в начале эксплуатации Северного морского пути, перевозки в Арктике составили около 130 тысяч тонн, то к началу 60-х годов они возросли до одного миллиона тонн, причём даже в военные годы составляли: в 1941 году —165 тысяч, а в навигацию 1945 года —450 тысяч тонн. В послевоенные годы и далее грузооборот на трассах СМП увеличивался всё более возрастающими темпами. В 1968 году он перевалил за 2 миллиона тонн, а к началу 80-х годов превысил 5 миллионов. В 1987 году грузооборот в Арктике достиг максимального значения —6 миллионов 580 тысяч тонн за навигацию. Тут, заметим, что, начиная с 90-х годов XX столетия, он резко падал и в 1998 году (за 10 лет) «свалил» до 1,5 миллиона тонн. История не знала такого обвала грузооборота. Однако с началом нового тысячелетия арктиче ские перевозки начали, правда, медленно, но увеличиваться и к 2005 году возросли почти до двух миллионов тонн —мелочь, а приятно! Мы очень кратко коснулись снабженческой деятельности ледокольно-транспор- тного флота в Арктике вообще, за период развития, освоения и обустройства арк тических окраин нашей великой морской державы, «лежащей» фасадом своим у южных берегов Северного Ледовитого океана. Однако, дорогой читатель, на наш взгляд, было бы нелишним поговорить и о некоторых конкретных снабженческих рейсах транспортных судов в Арктику, о характерных событиях, проблемах ледо вых плаваний, о чрезвычайных происшествиях и трагедиях, происходивших с суда ми в суровых ледовых просторах арктических морей. На судах-снабженцах по арктическим окраинам В конце августа —начале сентября 1980 года в арктических морях Лаптевых и Восточно-Сибирском резко осложнилась ледовая обстановка. В этой связи доставка необходимых запланированных грузов: технического снабжения, продо вольствия, топлива, свежих овощей в некоторые порты и портопункты средней и восточной Сибири оказались под угрозой задержек и даже срывов. По разным при чинам затягивались сроки обработки судов в Хатанге, Тикси, Певеке и на некото рых полярных станциях. В Мурманском порту еще стояли несколько судов-снабженцев в ожидании под хода из центральных районов страны партий свежих овощей для дальнейшей дос тавки их в отдалённые арктические районы. Автор этих строк, работавший в тот период капитаном-наставником службы мореплавания Мурманского морского пароходства, получил распоряжение руководителя службы сходить на одном из судов-снабженцев в арктический рейс с последующими переходами на другие суда для оказания необходимой помощи капитанам судов на завершающем этапе аркти ческой навигации и организации выхода судов из Арктики. 18 сентября 1980 года ранним погожим утром на теплоходе «Нина Куковерова» вышли из Мурманска в арктическое плавание, имея рейсовое задание: доставить груз в порт Тикси, а также выполнить промежуточные «попутные» заходы в Диксон, на мыс Челюскин и далее —по ходу рейса. Груза на борту было 1090 тонн, в основ- 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz