Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
В. Седов, В. Семёнов, В. Шугар, В. Коваленко, А. Маяцкий... Да простят меня уважаемые коллеги- капитаны, чьи фамилии упустил упомянуть, время неуклонно подтачивает память. В конце июля—начале августа в Арктику устрем лялись основные «арктические гончие» — транс порты-снабженцы: «Артисты», «Пионеры», «Повен- цы» —многие десятки, а иногда и более сотен судов с различными грузами. И по всей Арктике напряжён но ведутся снабженческие операции, порою трудные, опасные в чрезвычайно сложных условиях. Частые штормовые погоды с дождём и снегом, хлёстким бе реговым прибоем. Постоянный, порою неожиданный дрейф морских плавучих льдов мешает работе плав средств, а нередко и угрожает стоянке судов на якоре. Дело в том, что в большинстве случаев бере говые станции, посёлки и становища расположены в небольших, неприкрытых с моря бухтах, а иногда и просто на выступающих в море мысах, и грузовые операции приходится вести на открытых рейдах, удалённых от побережья из-за малых глубин. И как сетуют иногда моряки: «Тут каждая волна и льдина угрожают судну». Вспоминается один особенно трудный и рискованный случай. Это было в нави гацию 1960 года. Экипаж парохода «Ржев» производил выгрузку на рейде одной из полярных станций на побережье Карского моря. Рабочий катер отводил от борта судна понтон с грузом, но в результате бортовой качки намотал на свой винт сталь ной буксирный трос. Ветром и волной беспомощный катер вместе с гружёным пон тоном относило к каменистой отмели. Возникала реальная угроза гибели катера и потери груза, жизненно необходимого полярникам во время продолжительной зимовки. Но самое главное —срывался план дальнейшей выгрузки грузов на сосед ние станции, обстановка становилась критической. И тогда молодой матрос —практикант Евгений Сегнитов предложил отчаянно дерзкий план. Будучи активным спортсменом по плаванию, он решился снять трос с винта в подводном положении. Соответственно экипировавшись и обвязавшись спасательным тросом, он прихватил с собой стальную ножовку и лихо нырнул в ле дяную воду под корму катера. Несколько раз опускался молодой моряк под воду, раз за разом срезая стальные завитки троса и, наконец, с реальным риском для жиз ни снял строп с гребного винта. Механики запустили двигатель, и катер продолжил буксировку понтонов с грузом от борта судна к берегу. Этот самоотверженный по ступок Евгения Васильевича Сегнитова был единодушно оценён морской обще ственностью как истинно геройское действие отважного моряка-полярника. А время не ждёт —полярное лето короткое. Начинается сентябрь, и уже первый молодой лёд течением несёт. Он для судна неопасен, но резко осложняет работу небольших маломощных катеров, буксирующих понтоны, баржи, кунгамы с грузом к берегу. Повторимся, что все грузы с плавсредств на береговую площадку достав ляются моряками вручную. Огромное количество каменного угля в специальных мешках, продовольствия в ящиках, коробках, самых чудовищных пакетах и связ ках, различного технического снабжения моряки выносят на берег, работая, как 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz