Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ного села ) и в 1967 году вдвоём с архангельским писателем М. Скороходовым совершили поистине исторический поход из Архангельска в Мангазею точным мар шрутом северных поморов XVII века. Они блистательно подтвердили, что «... для поморов-кулойцев Мангазейский ход —обычное дело». А что касается собственно Мангазеи, то по замыслам её устроителей она долж на была стать своеобразным морским торговым портом, куда приходили для мено вой торговли суда из многочисленных поморских поселений, расположенных на побережье Белого и Баренцева морей. Не последней была роль и Мангазейского порта как центра таможенного контроля за торговлей в этом оживлённом регионе и важного административного и военного форпоста в Западной Сибири. Насколь ко известно, до постройки Мангазейского торгового центра поморам приходилось вести торговые дела в различных, не всегда благополучных и безопасных сибир ских острожках. Однако этот быстро развивавшийся, очень перспективный для своего времени торговый центр на великом сибирском междуречье просуществовал, к сожалению, недолго. А случилось вот что. Несмотря на различные ограничения и определённые условия мореплавания, западноевропейские торговые, а нередко и откровенно зах ватнические компании, стали всё более настойчиво и бесцеремонно проникать в районы сибирского Севера. Им не давали покоя огромные богатства западно-си бирского края, в частности, меха, звериные и рыбные промыслы, моржовая кость и многое другое. Московские власти обоснованно опасались торговой экспансии агрессивных западных компаний и стремились надёжно обезопасить богатые северные россий ские окраины от экономического ущерба. В 1619 году вышел царский указ, запре щавший морской торговый путь в Мангазею, а точнее, на всю Обскую губу. Кроме того, другие указы запрещали «немецким судам» (читаем: всем иноземным. — Л. С.) заходить в устья Печоры и Мезени, а военным кораблям даже в устье Север ной Двины. Но запрещение Мангазейского морского хода отнюдь не означало запрета тор говых связей с регионами Сибири. Центральные государственные ведомства при активной поддержке сибирских воевод и купечества как бы передвинули торговые пути в Сибирь и обратно в более южные края. Торговые маршруты «сместились» на речные и традиционные сухопутные транспортные пути —тракты, в частности, в бассейны великих сибирских рек: Енисея, Лены, Индигирки, Колымы. Однако известно и другое —даже после запрещения Мангазейского хода по моры активно продолжали продвижение на восток. Впрочем, эти удалые, своеволь ные мореходцы мало кому и чему «внимали», в том числе и «высочайшим» указам. У них, как правило, на всё бывали свои резоны по принципу: «До Бога высоко, а до царя далеко!». А знаменитая, хотя и заметно «полинявшая», Мангазея еще продол жала оказывать заметное влияние на торговлю в Западной Сибири почти до конца XVII века. Только после очередного указа царя Алексея Михайловича в 1672 году воинский гарнизон из Мангазеи был переведён в Новую Мангазею, как в обиходе называли город Туруханск на реке Енисей. Алегендарная, некогда «златокипящая» Мангазея превратилась постепенно в заштатный сибирский острожек, или по-нынешнему — «неперспективную» деревеньку с населением несколько десят ков людей сторожевого ранга. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz