Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

предприятия, комбинаты, открывались прииски и рудники, начиналась добыча и переработка полезных ископаемых —различных руд, угля, другого минерального сырья. Создавались современные комплексы по производству цветных металлов, началось широкое освоение нефтегазовых месторождений в Арктике. Всё это требовало дополнительного расширения морских транспортных ком­ муникаций в Арктике и в первую очередь создания нового, современного, сравни­ тельно крупнотоннажного ледокольно-транспортного флота. Прошло несколько десятилетий и на трассах Северного морского пути появились десятки и сотни мор­ ских судов —сухогрузы, балкеры, танкеры, суда специального назначения —спаса­ тельные, буксировщики, гидрографические и другие. Расширялись объёмы и увеличивались сроки арктических навигаций. А начиная с 1978 года, на западном участке арктической трассы навигация стала круглогодичной. Что касается «ассортимента» снабженческих услуг в Арктике, то тут трудно, положительно невозможно охватить весь перечень грузоперевозок: железнодорож­ ные локомотивы и вагоны, портальные и мостовые краны, гигантские автосамосва­ лы и жилые домики. Конструкции буровых вышек и трубы большого диаметра —в Обскую губу для строительства магистральных нефтяных и газовых трубопрово­ дов из Сибири в Западную Европу. Вспоминаются снабженческие рейсы судов в Арктику, порою поистине с экзотическими грузами. Морякам приходилось возить целые «семейства» домашней живности. На палубах судов устраивались специаль­ ные загоны, в которых «путешествовали» свиньи и бычки, козы и куры, а то и дой­ ные коровы для жителей особенно удалённых от мира полярных станций. В конце семидесятых, помнится, даже целый молокозавод из Финляндии в Дудинку, прав­ да по частям, доставили. Морякам за эту великолепную услугу жители Дудинки на первых порах дозволяли покупать молочные продукты в магазинах... без очереди! Особенно большой объём грузов в семидесятые—восьмидесятые годы XX сто­ летия шел на Енисей, для Норильского комбината и Дудинского порта. И, соответ­ ственно, вывозили оттуда солидное количество медно-никелевой руды, фанштейна и готовой продукции меди и никеля. Этот сибирский гигант цветной металлургии — знаменитый Норильский горно-металлургический комплекс —своим существова­ нием обязан морскому флоту, главным образом, морякам ледокольно-транспорт­ ных судов Мурманского морского пароходства. Снабженческая индустрия в Арктике, северный завоз возникли давно и поддер­ живались на должном уровне сравнительно успешно. Для их систематического обес­ печения и дальнейшего развития в Мурманском, Северном, Дальневосточном и ряде других пароходств выделялись специализированные транспортные суда, имевшие ледовые классы: УЛ —усиленный ледовый и УЛА —усиленный ледовый аркти­ ческий. Это были корабли с особо прочными корпусами, способные работать в ледовых арктических условиях. Предназначенные к участию в арктической навига­ ции транспорты проходили предарктические доковые осмотры и ремонт подвод­ ной части корпусов. Разумеется, тщательно готовились к арктическим плаваниям и ледоколы. А на трассах Севморпути, в районах предстоящих плаваний судов-снабженцев, проводились плановые авиационные разведки ледовой обстановки. В западном и восточном секторах Арктики (они, кстати, разграничивались по линии 125-го ме­ ридиана восточной долготы) начинали работу штабы морских ледовых операций. В состав этих штабов, возглавляемых заместителями начальников пароходств, входили капитаны-наставники, радисты и научно-оперативные группы синоптиков, 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz