Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

арктического ветерана, которому исполнилось в том плавании 46 лет! Экспедиция в том рейсе обнаружила самую большую глубину в Северном Ледовитом океане — 5449 метров. Исследователями было выполнено более 50 глубоководных станций, проводились экспериментальные глубоководные траления. В целом эта первая на западном участке Ледовитого океана экспедиция собрала обширные научные мате­ риалы. Следующий этап исследований в высоких широтах Арктики начался, когда арктический флот стал пополняться новыми современными кораблями типа дизель- электроходов «Лена», «Днепрогэс», «Гижига» и другими, а также специализиро­ ванными современными кораблями науки. Снабжение Арктики С набжение, снабженческие рейсы, суда-снабженцы —понятия ёмкие, многознач­ ные, связанные с трудной, ответственной, порою опасно рискованной морской деятельностью. А начиналось всё это в сравнительно отдалённые времена. Можно довольно отчётливо представить, как для обеспечения людей, остающихся на длин­ ную полярную зиму в каком-либо арктическом острожке или промысловом стане, грузили на парусное судно всякую всячину —провизию, тёплую одежду, рыбацкую «справу», дрова для отопления промысловых изб, охотничьи припасы, инструмен­ ты, посуду и прочую утварь, необходимую в нехитром зимовочном хозяйстве. Выж­ дав благоприятную летнюю погоду, судно отправлялось в арктическое плавание с целью доставки зимовщикам этого снабжения. И началось!.. Возникла и стала стремительно, словно снежный ком, нарастать проблема, потребность обеспечения людей, живущих на северных сибирских окра­ инах и многочисленных арктических островах, всем необходимым для более-менее нормального существования. Родился и стал быстро развиваться особый вид мо­ ряцкой деятельности, требующий увеличения транспортных средств и материаль­ ных затрат. Со временем новый вид полярного мореходства получил этакое элеган­ тное наименование —северный завоз. Шли годы и десятилетия, постепенно разви­ валось обустройство и жизнедеятельность в арктических регионах, особенно во второй половине XX века. Соответственно, нарастала потребность в обеспечении очень широкого спектра всевозможных снабженческих услуг. В Арктике потребовались: строительные материалы, различная техника, транс­ портные, перегрузочные плавучие и береговые средства, топливо самых различных видов и назначений, продовольствие, снаряжение, инвентарь и многое другое. Туда под проводкой ледоколов двинулись караваны транспортных судов-снабженцев. На­ чалась напряженная, трудная, нередко опасная работа по доставке, выгрузке в боль­ шинстве случаев на необорудованные арктические берега десятков и сотен тысяч тонн различного снабжения. Эта гигантская «ноша» тяжким бременем легла на пле­ чи моряков ледокольно-транспортного флота —участников снабженческих рейсов в Арктику. Со временем появилось и такое понятие, как грузооборот в Арктике. Он посто­ янно увеличивался. Расширялась география доставки грузов от полуострова Рыба­ чий, островов Шпицберген и Земля Франца-Иосифа на западе до крайних восточ­ ных пределов полуострова Чукотка на востоке. Появилась целая индустрия аркти­ ческих транспортных услуг. В северных европейских портах страны, главным образом, в Архангельске, Мурманске, Кандалакше, были созданы базовые и «дочер- 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz