Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ный полюс». Возглавлял экспедицию И. В. Максимов, капитаном ледокола был К. К. Бызов. Главной задачей исследователей было выйти за северные границы Чукотского и Восточно-Сибирского моря для исследования районов так называе­ мого «белого пятна», где практически еще не проходило ни одно судно. Экспедиция провела обширные и очень важные научные исследования, в частности, установила круговое движение вод в этом районе и влияние этого явления на перемещение Айонского ледового массива. Тогда же было высказано подтвердившееся позднее предположение о существовании обширного мелководья северо-западнее острова Врангеля. Однако задачи, стоявшие перед экспедицией, полностью выполнены не были в связи с отзывом ледокола на проводки транспортных судов. Большую научную программу выполнила вторая высокоширотная экспедиция на ледорезе «Ф. Литке» в 1948 году. Перед ней была поставлена очень важная для безопасного плавания судов по трассе Севморпути задача —обстоятельно исследовать Таймыр­ ский ледовый массив, его формирование, перемещение и приблизительные средние размеры. Ученые экспедиции провели обширные и очень полезные наблюдения над ледовым покровом в этом динамичном и оживленном районе на границе морей Кар­ ского и Лаптевых, особенно в их северной части. С половины пятидесятых годов начали проводиться комплексные высокоши­ ротные экспедиции на западном участке Северного морского пути. Начало этим выдающимся походам в высокие широты снова положил ветеран арктического флота легендарный ледорез «Ф. Литке». На нем в 1955 году была снаряжена очередная высокоширотная океанографическая экспедиция. Ее возглавлял выдающийся ис­ следователь арктических морей гидролог Л. Л. Балакшин, а командовал судном ка­ питан В. И. Поташников. Интересно отметить, что перед этой и последующими эк­ спедициями ставились несколько необычные задачи —исследования морских арк­ тических регионов, которые располагались далеко от традиционных транспортных путей в Арктике, значительно севернее архипелагов Шпицбергена, Земли Франца- Иосифа и северо-восточнее Гренландии. Но это на первый взгляд. В действитель­ ности это очень важная арктическая область, где граничат воды Северного Ледови­ того и Атлантического океанов. Тут происходит колоссальный водообмен, влияю­ щий на природу всего западного сектора Арктики. Теперь известно, что атлантические теплые воды проникают далеко в пределы Арктического бассейна и в то же время через пролив между Гренландией и Шпиц­ бергеном из Арктики выносятся в Атлантический океан гигантские массы льдов. Океанографические экспедиции позднее открыли две могучие ветви течений проти­ воположного направления. Западно-Шпицбергенское несет теплые атлантические воды в Северный Ледовитый океан, а Восточно-Гренландская ветвь выносит арк­ тические льды в Атлантику. Но во всех этих проблемах следовало подробнее разоб­ раться. И с этой целью направлялись очередные высокоширотные экспедиции. Первая экспедиция, руководимая профессором Л. Л. Балакшиным и капитаном В. И. Поташниковым, успешно выполнила поставленные перед ними задачи —про­ вела важные наблюдения в районах не только малопосещаемых, но частично и в тех, куда вообще не заходили суда. Ледорез впервые обогнул со стороны Карского моря Землю Франца-Иосифа. Кстати, первым севернее этого архипелага прошел с океа­ нографической экспедицией моторно-парусный бот «Николай Книпович» в 1932 году. А ледорез «Ф. Литке» 11 сентября 1955 года в процессе экспедиционных работ поставил новый рекорд свободного плавания в высоких широтах Арктики, достиг­ нув 83 градуса 25 минут северной широты. Это был очередной блестящий успех 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz