Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

очередная полярная экспедиция на «Седове» во главе с О. Ю. Шмидтом и В. Ю. Визе впервые исследовала северную часть Карского моря. Командовал судном в те годы известный полярный капитан В. И. Воронин. И самые яркие страницы в «биогра­ фии» уже заслуженного к тому времени полярного корабля —беспримерный ледо­ вый дрейф через центральный Арктический бассейн в 1937—1940 годах. Все годы военного лихолетья пароход «Г. Седов» провёл в суровых арктических походах в составах полярных караванов в качестве сторожевого корабля Северного флота, выполнял особые задания военного командования и руководства Главсевмор- пути в Арктике. После окончания Великой Отечественной войны «демобилизован­ ный» полярный ветеран снова включился в активную работу на ледовых трассах Северного морского пути. Уже в феврале 1946 года «Г. Седов» направился в беспо­ койное зимнее Белое море с его беспримерно стремительными течениями, много­ численными опасными банками, песчаными «кошками» и торосистыми заматере­ лыми зимними льдами. Начиналась первая послевоенная зверобойная кампания. Командовал судном опытный полярный капитан Эрнст Германович Румке — уже немолодой, среднего роста, кряжистый и осанистый моряк. Капитан Румке был человек не очень общительный, но воспитанный и по-житейски мудрый. Опытный старый моряк из почтенного сословия типичных прибалтов с характерным акцен­ том. Он много лет плавал матросом, кочегаром на судах частных компаний. В 1914 году, в начале Первой мировой войны, Эрнст Германович оказался в Англии в составе экипажа одного из русских судов. В 1918 году англичане отправи­ ли всех российских моряков в Архангельск на Родину. Румке поступил матросом на ледокольный пароход «Соловей Будимирович» и с этого времени на всю жизнь связал свою судьбу с Севером, с Арктикой и ледокольным флотом. На многих судах — «Ф. Литке», «Мироныч», «Пушкин» и других ему пришлось работать сначала мат­ росом, потом боцманом. В 1931 году сорокалетний опытный моряк Эрнст Румке окончил курсы штурманов малого плавания и сразу же получил назначение помощ­ ником капитана. После образования Главсевморпути Эрнст Германович плавал на ледокольном пароходе «В. Русанов», а после окончания курсов штурманов дальнего плавания — на пароходе «Садко». В 1940 году, работая старшим помощником капитана на ледо­ коле «И. Сталин», участвовал в трудном зимнем арктическом походе по выводу из полярных льдов легендарного парохода «Г. Седов». В том же году, получив диплом капитана дальнего плавания, он вступил в командование этим судном. Эрнст Гер­ манович Румке в звании капитан-лейтенанта прошел на «Г. Седове» всю войну. После капитального ремонта в 1947 году ледокольный пароход продолжал ра­ ботать в составе Мурманского государственного морского арктического пароход­ ства. Была обычная работа судна-снабженца в летний период и зверобойные кампа­ нии во льдах Белого моря зимой. Несколько последних лет ветеран провёл в соста­ ве гидрографической службы в Арктике. В 1967 году ледокольный пароход «Георгий Седов» —заслуженный арктический ветеран, кавалер ордена Ленина, отработав­ ший в Арктике 58 лет, был выведен из эксплуатации и разобран на металл. А на трассы Северного морского пути вышел новый ледокол с тем же гордым названием «Георгий Седов». Ну, а самый достойный и заслуженный ветеран, краснознамён­ ный ледорез «Ф. Литке» —это особая, большая и очень интересная тема. Научные исследования в Арктике уже с первых послевоенных лет всё же время от времени проводились. Так, в 1946 году в восточном секторе Арктики работала комплексная океанографическая высокоширотная экспедиция на ледоколе «Север­ 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz