Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Ледокольный пароход «Г. Седов» правительством и получил новое название «Георгий Седов» в честь известного исследователя Арктики Г. Я. Седова. Сравнительно новый пароход имел прилич ные главные размеры: длина —73,3 метра, ширина —10,9 метра, водоизмещение — 3200 тонн, мощность машины —2360 лошадиных сил, скорость на чистой воде — 14,7 узла. Ледокольный пароход имел прочный корпус, приспособленный для пла вания в ледовых условиях. На судне были специально оборудованные помещения —твиндеки. В переводе на понятный язык —это промежуточная палуба, помещение, пригодное для более- менее сносного проживания людей. Такие помещения предусматривались еще при постройке и имелись на всех ледокольно-транспортных судах того поколения. В твин деке обычно размещались зверобои в зимних промысловых рейсах или участники экспедиций при исследовательских плаваниях в Арктике. Кого только не приюти ли в разные годы эти малоприспособленные помещения —учёных, полярников, зимовщиков, строителей полярных станций, военных и... даже заключённых, отправ ляемых в недоброй памяти времена «осваивать» колымские и другие, не столь отда лённые восточно-сибирские земли. Твиндек —помещение довольно просторное, с минимальными удобствами: сплошные двухъярусные нары с несколькими узкими проходами, намертво закрепленные обеденные столы и скамьи да предметы непре менного судового оборудования: пожарные посты, шланги, нехитрый противо пожарный инвентарь, вентиляционные трубы с решётчатыми хоботками —вот, пожалуй, и всё. Пароход «Г. Седов» сразу же после покупки был включён в состав военной флотилии Северного Ледовитого океана. А его активная ледокольно-транспортная деятельность началась с 20-х годов, после ликвидации военной интервенции на Севере. Ледокольный пароход участвовал в Карских хлебных и прочих экспедици ях. В 1928 году с ледоколом «Красин» и пароходом «Малыгин» участвовал в поис ках членов экспедиции У. Нобиле на дирижабле «Италия», потерпевшем аварию севернее Шпицбергена. Годом позднее на пароходе «Г. Седов» проводилась экспеди ция Арктического института под руководством О. Ю. Шмидта к Земле Франца-Иоси- фа, которая была законодательно присоединена к Северным территориям СССР. На ЗФИ была создана первая Советская геофизическая обсерватория. А в 1930 году 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz