Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Н. И. Хромцов Б. И. Ерохин Ист.: А. Г. Николаева, М. С. Хромцова. Ледовыми трассами. — Л., 1980. ровами Большевик и Октябрьской Революции в архипелаге Северная Земля и от крыл Краснофлотские острова. А в заключение «русановцы» выполнили и основ ное задание —построили полярную станцию на мысе Челюскин. Экспедиция Арк тического института на «Русанове» провела очень важные исследования, соверши ла замечательные географические открытия. Ледокольный пароход «В. Русанов» вписал новые яркие страницы в историю открытия и освоения Арктики, а также в свою достойную трудовую биографию. В арктическую навигацию 1936 года «Вл. Русанов» под командой капитана А. К. Бурке пробился сквозь тяжелые льды к острову Рудольфа —самому северно му из островов архипелага Земля Франца-Иосифа и доставил туда строительные материалы, авиационное топливо, масло, снаряжение, необходимые для строитель ства главной базы будущей воздушной экспедиции на Северный полюс. Миновало еще десятилетие важных арктических плаваний. Но годы запредельно трудной работы в Арктике не прошли бесследно. «В. Русанов» был самый старший по возра сту среди своих собратьев и, естественно, оказался самым изношенным. Он, как в той романтической морской песенке: «...ржавый и взъерошенный и командой бро шенный!», долго ютился в заводях Северной Двины и, наконец, был разрезан на металл. Это произошло в середине пятидесятых годов. И только «Г. Седов» еще продолжал нести в меру своих скромных сил нелёгкую арктическую вахту. Мы уже касались многотрудного довоенного арктического пути «Г. Седова». Однако и в послевоенный период заслуженный ветеран еще 20 лет рабо тал в арктических морях. У кораблей, как и у людей, —у каждого своя судьба, «...свои колокола, свои отметины!». Вот и легендарный арктический ветеран «Г. Седов» был значительно удачливее своих именитых собратьев, да еще кроме всего прочего дос тойным долгожителем —отработал на арктических трассах более 50 лет и... каких лет! А всё начиналось в начале того переменчивого, непредсказуемого, неспокойно го XX века. Пароход был построен в Англии в 1909 году и предназначался для экс педиционных работ и зверобойных промыслов в северо-западной Атлантике в рай оне Большой Ньюфаундлендской банки. В 1916 году он был куплен российским 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz