Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Н. И. Хромцов Б. И. Ерохин Ист.: А. Г. Николаева, М. С. Хромцова. Ледовыми трассами. — Л., 1980. ровами Большевик и Октябрьской Революции в архипелаге Северная Земля и от­ крыл Краснофлотские острова. А в заключение «русановцы» выполнили и основ­ ное задание —построили полярную станцию на мысе Челюскин. Экспедиция Арк­ тического института на «Русанове» провела очень важные исследования, соверши­ ла замечательные географические открытия. Ледокольный пароход «В. Русанов» вписал новые яркие страницы в историю открытия и освоения Арктики, а также в свою достойную трудовую биографию. В арктическую навигацию 1936 года «Вл. Русанов» под командой капитана А. К. Бурке пробился сквозь тяжелые льды к острову Рудольфа —самому северно­ му из островов архипелага Земля Франца-Иосифа и доставил туда строительные материалы, авиационное топливо, масло, снаряжение, необходимые для строитель­ ства главной базы будущей воздушной экспедиции на Северный полюс. Миновало еще десятилетие важных арктических плаваний. Но годы запредельно трудной работы в Арктике не прошли бесследно. «В. Русанов» был самый старший по возра­ сту среди своих собратьев и, естественно, оказался самым изношенным. Он, как в той романтической морской песенке: «...ржавый и взъерошенный и командой бро­ шенный!», долго ютился в заводях Северной Двины и, наконец, был разрезан на металл. Это произошло в середине пятидесятых годов. И только «Г. Седов» еще продолжал нести в меру своих скромных сил нелёгкую арктическую вахту. Мы уже касались многотрудного довоенного арктического пути «Г. Седова». Однако и в послевоенный период заслуженный ветеран еще 20 лет рабо­ тал в арктических морях. У кораблей, как и у людей, —у каждого своя судьба, «...свои колокола, свои отметины!». Вот и легендарный арктический ветеран «Г. Седов» был значительно удачливее своих именитых собратьев, да еще кроме всего прочего дос­ тойным долгожителем —отработал на арктических трассах более 50 лет и... каких лет! А всё начиналось в начале того переменчивого, непредсказуемого, неспокойно­ го XX века. Пароход был построен в Англии в 1909 году и предназначался для экс­ педиционных работ и зверобойных промыслов в северо-западной Атлантике в рай­ оне Большой Ньюфаундлендской банки. В 1916 году он был куплен российским 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz