Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
завершения экспедиционных работ начали совместный поход в восточном направле нии в сторону Берингова пролива и далее во Владивосток. Однако сложная ледовая обстановка преградила им путь. Суда попали в полярный ледовый дрейф и только в разгар арктической навигации 1938 года ледокол «Ермак» под командованием капи тана М. Я. Сорокина сумел освободить их из ледового плена и вывести на юг, на от крытую воду. Так ледокольный пароход «Малыгин» вместе со своими собратьями вписал еще одну славную страницу в исследовании высоких арктических широт. А спустя два года случилось непоправимое. В конце арктической навигации 1940 года пароход «Малыгин» под командованием капитана Н. В. Бердникова с гидро графической экспедицией, возглавляемой Я. К. Смирницким, на борту после завер шения всех работ в Арктике, очередной бункеровки и пополнения путевых запасов вышел из бухты Провидения в порт Владивосток. На этом переходе «Малыгин» попал в центр урагана у восточного побережья полуострова Камчатка. По скудной информации из последних радиограмм, поступивших с борта, капитан сообщил о бедственном положении судна и попросил помощи. Но жестокий шторм и океан ская волна сделали своё чёрное дело до подхода спасателей. Штормовой волной сорвало палубные горловины угольного бункера. Заборт ная вода хлынула в кочегарку, в результате судно получило значительный крен. Из-за затопления кочегарного отделения пар в котлах сел и... остановилась маши на. Судно оказалось без движения и лишилось управления. Крен продолжал быст ро увеличиваться, и 27 октября 1940 года пароход «Малыгин» затонул. Более соро ка дней спасательные суда и самолёты искали судно и людей, но никого не обнару жили. Были найдены лишь две шлюпки и кое-какие деревянные предметы судового оборудования. Все члены экипажа и участники экспедиции погибли. Так трагиче ски закончилась биография заслуженного полярного ветерана —парохода «Малы гин». Погибли славные труженики Арктики —моряки и учёные. А вот ледокольный пароход «В. Русанов» был весьма трудолюбив, но как-то менее известен, чем его блистательные собратья. Он не ходил в первые высокоши ротные экспедиции в довоенный период, как «Садко» и «Г. Седов», не совершал героических походов по трассе Северного морского пути за одну навигацию, как «А. Сибиряков», не участвовал в легендарных дрейфах в центральном бассейне Арктики подобно своим знаменитым собратьям. Но «не рекламы для, а справедли вости ради» добавим, что он не тонул, не горел, не бедствовал на каменистых бан ках. У него всё складывалось скромнее, обыденнее и, надо отметить, благополучнее. Ледокольный пароход «В. Русанов» много лет подряд, еще в предвоенные годы, за нимался зимними зверобойными промыслами в Белом море и пользовался у про- мышленников-поморов непререкаемым авторитетом как самый «приёмистый» (вме стительный, низкобортный и маневренный) пароход среди своих собратьев. А его капитаны: Б. И. Ерохин, Н. И. Хромцов и А. К. Бурке были в своё время не менее популярными среди поморов-зверобоев, чем капитаны чайных клиперов у англи чан в XIX веке. Кроме зверобойных компаний в зимнее время «В. Русанов» в период летних арктических навигаций занимался перевозкой грузов в Арктике и был в этих нелёг ких плаваниях безусловным лидером. Начиная с 1920 года, он участвовал во всех Карских хлебных и прочих экспедициях, часто выполняя роль ледового разведчика и активно помогал линейным ледоколам в проводке наиболее слабокорпусных и маломощных транспортов. А в начале тридцатых доставлял смены зимовщиков на полярные станции, строительные материалы и необходимое снаряжение, топливо, 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz