Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Пароход «Малыгин» на камнях побережья Шпицбергена Ист.: Мурманский Арктический сборник, 2002 г. Следующая полярная, полная драматизма эпопея подстерегала «Малыгин» у мрачных, обледенелых берегов Шпицбергена поздней осенью 1932 года. Дело в том, что тогда на Шпицбергене вновь созданным трестом «Арктикуголь» началось стро­ ительство угольных шахт. И всё оборудование, техническое снабжение и строитель­ ные материалы для этих работ из Архангельска и Мурманска доставляли ледоколь­ ные пароходы «Малыгин» и «Г. Седов». Был уже декабрь, в Арктике зима в полном разгаре —морозы, штормы с метелями, полярная ночь. Вот в одну из таких штормо­ вых непогод пароход «Малыгин», следовавший с грузом стройматериалов в порто- пункт Баренцбург, в условиях полного отсутствия видимости налетел на непримет­ ную каменистую банку, лежащую недалеко от западного побережья Шпицбергена. Судно получило значительные повреждения подводной части корпуса и сняться с камней собственными силами не могло. На помощь аварийному судну были направлены ледокол «Ленин» и небольшое спасательное судно «Руслан» с партией спасателей, водолазов и необходимого сна­ ряжения на борту. Почти 4 зимних месяца бились моряки, водолазы и спасатели, в невероятно трудных условиях спасая лежащий на камнях, изрядно покалеченный с пробитым дном пароход. Наконец, героический труд спасателей увенчался успе­ хом. Во второй половине марта они сняли «Малыгин» с банки и после временной заделки пробоин привели в Мурманск, где он был поставлен на большой ремонт. В тот раз «Малыгину» несомненно повезло —моряки и спасатели-эпроновцы бук­ вально вытащили пароход из цепких объятий каменистой банки. Чуть позднее там разыгралась другая трагедия. На обратном пути со Шпицбер­ гена в Мурманск в апреле в условиях жестокого шторма в Гренландском море по­ гибло спасательное судно «Руслан». Большая часть находившихся на борту людей погибла, несколько уцелевших подобрало норвежское зверобойное судно. Следую­ щая приметная страница арктической биографии парохода «Малыгин» началась осенью 1937 года. Ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Г. Седов» после 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz