Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

нём в Арктику матросом, затем боцманом по 1940 год —до завершения арктическо­ го дрейфа. Затем штурманская работа на ледокольно-транспортных судах. Прошли годы военного лихолетья и снова морские плавания на дальневосточных торговых линиях и арктических трассах. Таков нелёгкий моряцкий и воинский путь нашего знаменитого земляка, заслуженного моряка-полярника, Героя Советского Союза Дмитрия Прокофьевича Буторина. Непредвиденный дрейф легендарного «Г. Седова» показал силу и мужество его экипажа, который не только выстоял в продолжительной, жестокой схватке с тяже­ лыми арктическими льдами, но и доставил на Родину богатый, уникальный объем научных материалов, буквально отвоеванный у суровой, недоступной доселе цент­ ральной Арктики. Эти два последовательных ледовых дрейфа в центральных по­ лярных областях: станции «Северный полюс-1» и ледокольного парохода «Г. Се­ дов», их результаты безоговорочно закрепили первенство нашей страны в откры­ тии, изучении и исследовании центрального Арктического бассейна. В частности, были получены важные результаты наблюдений за дрейфом арк­ тических льдов, их формированием и разрушением, а также сезонными изменения­ ми и причинами, действующими на вынос льдов из Арктического бассейна. Это были очень ценные данные о природе и состоянии ледового покрова в Арктике, которые много способствовали составлению ледовых прогнозов для обеспечения безопас­ ного плавания судов в различных арктических регионах. Были обработаны матери­ алы по метеорологии, гидрологии, океанографии и другим направлениям, по изуче­ нию огромного, еще очень малознакомого науке арктического региона Мирового океана. Ну, а что касается так называемого «второго периода» изучения, освоения и на­ чала обустройства высокоширотных районов страны, который начинался практи­ чески с половины 20-х годов XX века, то он прежде всего ознаменовался довольно обстоятельным изучением высоких широт Арктики. Многоплановые работы комп­ лексных экспедиций в течение десятилетия принесли много ценных результатов в изучении обширных районов от Земли Франца-Иосифа на западе до Берингова пролива на востоке. Богатые результаты проведённых комплексных экспедиций настоятельно указывали на необходимость дальнейшего расширения и всесторон­ него изучения природы центрального Арктического бассейна. В целом 20—30-е годы XX века можно охарактеризовать как период реального открытия и освоения Северного морского пути, начала использования его как дей­ ствующей транспортной магистрали. Грузовые перевозки в Арктике приобрели в основном коммерческий характер и уже практически не нуждались в государствен­ ной дотации, а приносили определённую прибыль. Государственные структуры и руководство Главсевморпути активно стремились к широкому освоению и обуст­ ройству гигантского заполярного края. Планировалось строительство современных промышленных предприятий, освоение многочисленных горнорудных месторож­ дений, создание рудников и приисков, развитие рыбных и зверобойных промыслов, создание новых портов, бункеровочных и снабженческих баз. Однако к тому времени всё острее стала проявляться новая важная проблема — обеспечение морских транспортных связей на арктических трассах. Специалисты, участвовавшие в многочисленных экспедиционных полярных плаваниях, однознач­ но приходили к выводу, что технические возможности арктического флота к концу 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz