Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

его корпусом. Естественно, находясь в такой ледовой «колыбели», при выносе на чистую воду «Г. Седов мог оказаться в очень опасном положении в части остойчи­ вости. В начале января 1940 года навстречу зимовщикам из Мурманска в Гренланд­ ское море вышел новый ледокол «И. Сталин» под командой капитана М. П. Бело­ усова. Экспедицией руководил начальник Управления Главсевморпути И. Д. Па­ панин. Кстати, с выходом в рейс ледокол попал в жестокий и продолжительный зимний шторм, получив значительные повреждения палубного оборудования, тра­ пов, шлюпок, вентиляторов. Преодолев удары зимней морской стихии, ледокол вошёл во льды Гренланд­ ского моря и продолжил следующий этап пути в паковых многолетних льдах. Да, трудной для мощного ледового корабля, изнурительной для экипажа, особенно для машинной команды, была эта штормовая, ледовая, торосистая дорога к затерявше­ муся во тьме полярной ночи одинокому, беспомощному судну. Машины ледокола работали на предельных мощностях. Более ста тонн угля в сутки перебрасывали кочегары и к концу ходовой вахты с трудом держались на ногах. 13 января 1940 года в координатах 80 градусов 30 минут северной широты и 1 градус 50 минут восточной долготы ледокол «И. Сталин» подошел вплотную к стоявшему в окружении диковинных ледовых нагромождений «Г. Седову». После основательного разрушения заледенелых торосов, мёртвой хваткой державших транспорт, и тщательной околки корпуса ледокольщики снабдили транспорт углем, пресной водой, продовольствием и техническим снабжением. Выполнив все необ­ ходимые работы по подготовке дрейфовавшего судна к движению, ледокол взял «Г. Седова» под проводку и вывел на открытую воду. А спустя несколько дней, корабли прибыли в Мурманск. Завершился беспримерный ледовый путь транспорт­ ного судна от Новосибирских островов через центральную часть Северного Ледо­ витого океана в Гренландское море. Этот поистине героический дрейф парохода «Г. Седов» продолжался 812 дней. И в заключение нашего повествования о выдающемся событии добавим, что участ­ ников этого исторического дрейфа с восторгом встречали жители города Мурман­ ска. А позднее была торжественная встреча в Москве. Всем членам экипажа было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Ледокольный пароход «Г. Се­ дов» тоже получил заслуженную награду —орден Ленина. А для автора этого повествования особенно дороги воспоминания о легендар­ ном пароходе «Георгий Седов» и его героическом экипаже. Во-первых, потому что мне лично довелось работать на «Г. Седове» во время зверобойной экспедиции в Белом море зимой 1946 года. А во-вторых, в связи с тем, что в течение всего аркти­ ческого дрейфа «Г. Седова» в составе его экипажа был наш земляк и близкий сосед боцман Дмитрий Прокофьевич Буторин. Мы оба уроженцы старинного поморско­ го села Долгощелье, что на зимнем берегу Белого моря. Наши родители были доб­ рыми соседями и партнёрами в моряцких делах, совместно вели рыбные и зверо­ бойные промыслы. Дмитрий Буторин родился в 1908 году. С 15 лет, после окончания школы, по­ шел работать на рыбные и зверобойные промыслы в Белом море —всё как у всех юношей с поморского берега —лихая моряцкая доля. Служил в Красной Армии пограничником, затем плавал на ледокольных пароходах «Вл. Русанов, «А. Сиби­ ряков». В 1933 году получил назначение на пароход «Георгий Седов». Ходил на 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz