Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Пароход «Г. Седов» Ист.: Международный полярный год. История и перспективы. — СПб, 2007 После выхода судна вместе с дрейфующими льдами на большие океанские глу бины дрейф определился в генеральном направлении в сторону Гренландского моря. В то же время судно увлекалось льдами все далее к северу. Через год зимовки, в конце августа 1939 года «Г. Седов» оказался в координатах 86 градусов 39 минут северной широты и 47 градусов 55 минут восточной долготы. Ни одному судну еще не удавалось продвинуться так далеко на север. До крайней точки планеты — Северного полюса — оставалось всего 200 миль. Начался второй год зимовки, а 9 членов экипажа встречали уже начало третьей. Осенью 1939 года «Г. Седов» в процессе дрейфа попал в полосу особенно силь ных и опасных сжатий многолетних льдов. Нам, нынешним морякам, тоже неоднок ратно попадавшим в сильные ледовые сжатия в Арктике на современных, сравни тельно мощных ледокольно-транспортных судах порою кажется невероятным, фан тастическим стечением обстоятельств, при которых «Г. Седов», довольно старый и маломощный пароход, сумел выстоять в этой жестокой борьбе с арктическими льдами в центре Северного Ледовитого океана. Да, это был великий подвиг экипа жа, сумевшего сохранить судно в тех жестоких условиях длительного арктического ледового дрейфа. С продвижением судна к западу скорость ледового дрейфа стала увеличивать ся. Начали вырисовываться перспективы возможного выноса судна на кромку ар ктических льдов в Гренландском море зимой 1939/40 годов. Разрабатывались планы направления ледоколов на встречу с «Г. Седовым». Необходимость встре чи дрейфующего судна еще до выноса в открытое море диктовалась и тем обстоя тельством, что по информации капитана К. С. Бадигина судно в процессе дли тельного дрейфа оказалось в своего рода ледовом ложе, которое образовалось под 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz