Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

тели И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров и Э. Т. Кренкель провели на дрейфующих льдах 285 дней и прошли на ней путь в 2500 километров от Северного полюса до средней части Гренландского моря и собрали за 9 месяцев обширный научный материал. Герои-папанинцы широко открыли западный вход с Атланти­ ческого океана в Северный Ледовитый. Это было поистине историческое предпри­ ятие, внесшее большой вклад в дальнейшее изучение и освоение Арктики. А в это время со стороны Новосибирских островов уже начинала исследовательские работы другая комплексная экспедиция на дрейфующем в восточной части аркти­ ческого бассейна ледокольном пароходе «Г. Седов». Да, таких масштабов исследо­ вательских работ Арктика еще не знала. 812 дней в арктическом ледовом дрейфе Н а истории знаменитого дрейфа парохода «Г. Седов» в центральном бассейне Северного Ледовитого океана в 1937—1940 годах следует остановиться особо. Эта продолжительная героическая эпопея во льдах Арктики началась несколь­ ко неожиданно. В конце арктической навигации 1937 года три экспедиционных судна «Садко», «Малыгин» и «Г. Седов», пытаясь выйти из Арктики на восток, попали северо-западнее Новосибирских островов в тяжелые многолетние льды и были вы­ нуждены остаться на зимовку. Ледовым дрейфом суда быстро уносило на север и летом они оказались в океаническом бассейне Арктики. Для оказания помощи дрей­ фующим судам был направлен ледокол «Ермак». Ценой огромных усилий, с поврежденными винтами своих машин, ледоколу удалось в августе 1938 года освободить и вывести на чистую воду пароходы «Малыгин» и «Садко». У парохода «Г. Седов» еще зимой при ледовом сжатии оказался поврежденным руль, поэтому было принято решение оставить судно в дрейфе, превратив его временно в научную лабораторию. Так, с августа 1938 года в координатах 83 граду­ са 4 минуты северной широты и 138 градусов 2 минуты восточной долготы начался самостоятельный ледовый дрейф «Г. Седова» через центральный полярный бассейн. Теперь это уже была плавучая станция с конкретными научно-исследовательскими задачами. Экипаж (зимовочный) в составе 15 моряков возглавлял молодой, вновь назначенный вместо заболевшего, капитан К. С. Бадигин. А научные работы прово­ дились под руководством В. X. Буйницкого. На долю экипажа дрейфующего в центральной Арктике судна выпали огром­ ные трудности. Во-первых, транспортное судно, хотя и предназначенное для рабо­ ты в ледовых условиях северных морей, безусловно, не могло противостоять натис­ кам тяжелых многолетних арктических льдов, тем более, в зимних условиях высо­ ких широт. Во-вторых, судно не готовилось специально к длительному арктическому рейсу. Все это требовало от экипажа огромного мужества, выдержки и способности противостоять жестким полярным испытаниям. Особенно зимовщиков донимали частые и сильные ледовые сжатия, когда судно получало запредельный крен и в машинное отделение начинала поступать забортная вода. Неоднократно судно и экипаж оказывались у крайне опасных пределов. И только мужество, выдержка да профессиональное мастерство моряков спасали судно от запредельных натисков арктической ледовой стихии. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz