Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
После выхода из Югорского Шара в Карское море поморы направлялись к за падному побережью Ямала. Отсюда речными путями, озёрами, преодолевая неболь шие сухопутные волоки, они пересекали полуостров Ямал и выходили в Обскую губу. Пускаться туда в обход полуострова Ямал с севера опытные и осмотритель ные в морских делах беломорские капитаны не рисковали. Этот традиционно слож ный в ледовом отношении район даже в наше время доставляет порою немалые труд ности для современных ледокольно-транспортных судов. С выходом на просторы Обской губы мореходы старались не задерживаться в её неприютных водах. Оно и понятно —знакомо по собственному опыту неоднок ратных плаваний в тех местах. Обская губа очень широка на всём её протяжении. Но глубины малые, весьма изменчивы и опасны, особенно для современных круп нотоннажных морских судов. В осеннее время, когда Обская губа освобождается ото льда, здесь часты сильные непогоды и на широких просторах развивается высо кая и крутая штормовая волна, опасная не только для тех деревянных кочей, лодий и шняк, но даже и для современных небольших судов типа буксиров, барж, катеров. Берега на этом участке совершенно пустынны и неприметны, здесь нет более- менее закрытых от штормовых ветров гаваней или приличных речных заводей. Поэтому поморы старались быстрее миновать «неприёмистые» обские берега и за ходили в правый её приток —Тазовскую губу. Поднимаясь вверх по Тазу, беломор- цы достигали наконец места назначения —Мангазейского стойбища. Так, преодо лев длинный и многотрудный «ход», поморские кочи приставали к богатым сибир ским берегам. Тут поморы вели меновую торговлю с обитателями сибирских земель, которые во множестве собирались здесь в летнее навигационное время. В 1601 году по указу царя Бориса Годунова был заложен город Мангазея. Рас положенный на берегу реки Таз —притока обширной Обской губы, он прежде всего был задуман как город-крепость для охраны северных рубежей Сибири. Построен ный по царскому указу воинскими людьми под руководством воевод городок-кре- пость в противоположность временным острожкам и зимовьям, которые сооружа лись промышленниками, казаками, землепроходцами, представлял собой важный административный торговый центр в Западной Сибири. В нём были воеводский дом, церковь, здание таможни, гостиный двор, торго вые лавки, съезжие избы, жилые дома разного рода служилого, торгового и посад ского люда. Это было и довольно обширное стойбище, где в летний период оста навливались многочисленные морские и речные суда с различными грузами. В Мангазею привозили зерно, соль, продовольственные товары, а также всевозмож ные металлические изделия, различные предметы украшения, посуду и многое другое, в том числе и отдельные виды оружия, а также охотничьи припасы. Из Сибири через Мангазею вывозили пушнину, моржовую кость, ценную сибирскую рыбу. В летне-осенние сезоны «златокипящая» Мангазея вела активные торго вые операции. И добавим, что среди судов, прибывавших с Двины, Мезени, Кеми и прочих беломорских, а также и от Кольских берегов, стояли лёгкие убористые кочи на ших земляков-кулойцев —жителей Долгощельской слободы, именуемых в повсед невном обиходе просто щеляне. Они, жители большого, богатого поморского се ления Долгощелье, имели к известному Мангазейскому ходу самое непосред ственное отношение и бывали нередкими «гостями» на бойких мангазейских торжищах. Наш ближний сосед пинежанин Фома Борисов —известный мореход — 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz