Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Участники перелета Москва—Северный полюс в 1937 году Слева направо: летчик М. В. Водопьянов, начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, начальник полярной авиации Главсерморпути М. И. Шевелев Ист.: Мурманский Арктический сборник, 2002 г. результаты которых крайне необходимы как в арктическом мореплавании, так и в авиации, особенно в арктических регионах. Кстати, в июне—июле 1937 года, когда советские самолеты под командой В. П. Чкалова и М. М. Громова совершали трансарктические полеты из Москвы в США через Северный полюс, участники дрей­ фующей станции «Северный полюс-1» оказывали им необходимую помощь погод­ ной и другой информацией. А исторический дрейф продолжался. С наступлением осенне-зимнего периода с тяжелыми штормами льдина, на которой располагалась дрейфующая станция, все чаще и сильнее подвергалась ледовым сжатиям и стала постепенно разрушаться. Проведению наблюдений и исследовательских работ ста­ ла резко препятствовать наступившая полярная ночь. В январе льдина преврати­ лась в небольшой обломок, а положение отважных исследователей резко и опасно изменилось. Руководители Главсевморпути приняли решение послать морские суда для сня­ тия зимовщиков с дрейфующих льдов. В феврале 1938 года ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр» пробились через торосистую, сплоченную кромку аркти­ ческих льдов Гренландского моря, подошли вплотную к обломку былой огромной льдины и приняли на борт отважную четверку «ледоплавателей», оставшееся обо­ рудование и имущество зимовщиков. Радист Э. Т. Кренкель оповестил всех о завершении работы станции «Северный полюс-1». Славные полярные исследова­ 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz