Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

широтах не отнимали у нас много времени. Илья Павлович был человек общитель­ ный, с весёлым, покладистым характером, хотя... пилоты отряда считали его весьма строгим, а подчас и жёстким начальником —это когда «в деле». Кроме всего проче­ го, Илья Павлович обладал умным, тонким юмором и редкой находчивостью. Когда во время выгрузки на антарктический барьер кромка ледового припая обломилась и рухнула в море, а частично и на судно, перепуганный помполит бук­ вально влетел на ходовой мостик и, бестолково суетясь, спрашивал: «Что произош­ ло, ну как это случилось?!». Все моряки подавленно молчали. А Илья Павлович взял перепуганного командира «под локоток» и спокойно, этак по-отечески, произ­ нёс: «Ну, как случилось... раздался треск по сторонам, и льдина лопнула к чертям ... понятное дело —Антарктида». А однажды пришел, смеётся и говорит: «Вот дочь прислала радиограмму в стихах, ну... сначала там про любовь, а самое интересное в конце: “Мы тебе купили шляпу, что не мокнет под дождём” —умница!...» Узнав случайно, что я учусь заочно в Высшем морском училище, очень хвалил и, смешно ухватив за рукав, «по секрету» говорил: «Вот кто я был? —одесский беспризорник, но потом стал учиться и вот теперь я, —уже почти шепотом, —генерал!». Сколько замечательных встреч —добрая, благодарная память на всю жизнь. Ну, дорогие читатели, мы, кажется, изрядно отвлеклись, продолжим наш разго­ вор о главном. Из-за неустойчивой, штормовой погоды в приполюсном районе полет задерживался более чем на месяц. И вот 21 мая 1937 года первый самолет, ведомый командиром авиагруппы М. В. Водопьяновым, поднялся с аэродрома на острове Рудольфа и взял курс на север к Северному полюсу. На борту флагманско­ го самолета находилась четверка будущих зимовщиков и начальник воздушной экспедиции О. Ю. Шмидт. После шестичасового полета Водопьянов благополучно посадил огромную, тяжело загруженную машину на дрейфующую льдину около Северного полюса. Да, это был выдающийся, поистине героический подвиг, какого еще не знал мир. А через несколько часов на полюсе совершили посадку и следую­ щие три самолета. Они доставили все необходимые грузы для будущей работы зи­ мовщиков. Первая в мире научная экспедиция на дрейфующей льдине в районе Северного полюса начала исследовательскую работу. Девять месяцев работала от­ важная четверка на льдине, которая под действием ветров и течений дрейфовала от Северного полюса на юг —юго-запад в сторону Гренландского моря. За этот период зимовщики собрали ценный огромный по объему материал по многим аспектам арктической природы. Они осуществили целый ряд измерений океанических глубин и установили первые данные о характере подводного релье­ фа. По результатам дополнительных измерений глубин и обследований дна после­ дующими экспедициями были обнаружены известные ныне горы и подводные хреб­ ты с обширными впадинами между ними. Многочисленные гидрологические стан­ ции, выполненные исследователями, позволили установить целый ряд ветвей морских течений, их направление, а также растительный и животный мир на раз­ ных уровнях глубин. Наблюдения за дрейфом льдины выявили обоснованность предположений ученых о том, что самая большая масса арктических льдов выно­ сится в Атлантический океан Восточно-Гренландским течением в пролив между Гренландией и Шпицбергеном. Зимовщики вели систематические гидрологические, метеорологические, геофи­ зические и другие научные наблюдения, обработанные и систематизированные 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz