Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Папанин обеспечивал доставку необходимых грузов на базу острова Рудольфа на морских су­ дах. Он также организовал в Подмосковье гене­ ральную репетицию деятельности будущей экс­ педиции. Там проверялись и испытывались при­ боры, инструменты, радиоаппаратура, палатки, одежда и даже специально заготовленное продо­ вольствие. Иван Дмитриевич с самого начала под­ готовки экспедиции проявил себя неутомимым руководителем и талантливым организатором. Он работал в московском Управлении Главсев­ морпути, летал на самолете на основную базу на острове Рудольфа, организовывал и контролиро­ вал отправку экспедиционных грузов на парохо­ дах из Мурманска, подготовку промежуточных аэродромов на пути от Москвы до Земли Фран- ца-Иосифа. Начальник будущей экспедиции в этот подготовительный период, что называется, работал день и ночь. И к установленному сроку все было готово к отправке в Арктику. Руководителем воздушной экспедиции к Се­ верному полюсу был назначен начальник Управ­ ления Северного морского пути О. Ю. Шмидт. 22 марта 1937 года четыре тяжелых самолета с экспедицией «Северный полюс-1» вылетели из Москвы. Перелет продолжался сравнительно долго —часто задер­ живала неустойчивая северная погода. Бывали задержки и по техническим причи­ нам, например, переоснащение «ходовой» части тяжелых четырехмоторных само­ летов —их переводили с колесного хода на лыжи. Это была безусловно очень тру­ доемкая и ответственная операция. 18 апреля воздушная эскадра благополучно прибыла на остров Рудольфа. Теперь предстояла подготовка к следующему само­ му трудному этапу —перелету и посадке на дрейфующие льды в районе полюса. Самолеты экспедиции вели опытные профессионалы —известные полярные лет­ чики: М. В. Водопьянов, В. С. Молоков, А. Д. Алексеев и И. П. Мазурук. Кстати, автору этих строк в своё время посчастливилось близко познакомиться с одним из этих легендарных пилотов —И. П. Мазуруком. Мы были участниками Второй Антарктической экспедиции на д /э «Лена» в 1956—1957 годах. Илья Пав­ лович Мазурук тогда возглавлял лётный отряд экспедиции, в котором были само­ лёты ИЛ-12; ИЛ-14 и малые аппараты АН («Аннушки», как их называли). Помнит­ ся, в отряде были другие известные полярные лётчики —Каминский, Осипов, штур­ маны тех знаменитых полётов в Арктике. Мне стыдно, но память не удержала многие легендарные фамилии —простите великодушно, славные пилоты. На обратном океанском переходе из Антарктики в Ленинград, когда «...пило­ там, прямо скажем, делать нечего!», Илья Павлович Мазурук часто поднимался на ходовой мостик, где мы, молодые тогда моряки, несли морские вахты. Он особенно любил ночные вахты старпома Чубакова с 4 до 8 часов утра. Это были незабывае­ мые, чарующие часы, благо, условия плавания в тех благословенных тропических 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz