Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Папанин обеспечивал доставку необходимых грузов на базу острова Рудольфа на морских су дах. Он также организовал в Подмосковье гене ральную репетицию деятельности будущей экс педиции. Там проверялись и испытывались при боры, инструменты, радиоаппаратура, палатки, одежда и даже специально заготовленное продо вольствие. Иван Дмитриевич с самого начала под готовки экспедиции проявил себя неутомимым руководителем и талантливым организатором. Он работал в московском Управлении Главсев морпути, летал на самолете на основную базу на острове Рудольфа, организовывал и контролиро вал отправку экспедиционных грузов на парохо дах из Мурманска, подготовку промежуточных аэродромов на пути от Москвы до Земли Фран- ца-Иосифа. Начальник будущей экспедиции в этот подготовительный период, что называется, работал день и ночь. И к установленному сроку все было готово к отправке в Арктику. Руководителем воздушной экспедиции к Се верному полюсу был назначен начальник Управ ления Северного морского пути О. Ю. Шмидт. 22 марта 1937 года четыре тяжелых самолета с экспедицией «Северный полюс-1» вылетели из Москвы. Перелет продолжался сравнительно долго —часто задер живала неустойчивая северная погода. Бывали задержки и по техническим причи нам, например, переоснащение «ходовой» части тяжелых четырехмоторных само летов —их переводили с колесного хода на лыжи. Это была безусловно очень тру доемкая и ответственная операция. 18 апреля воздушная эскадра благополучно прибыла на остров Рудольфа. Теперь предстояла подготовка к следующему само му трудному этапу —перелету и посадке на дрейфующие льды в районе полюса. Самолеты экспедиции вели опытные профессионалы —известные полярные лет чики: М. В. Водопьянов, В. С. Молоков, А. Д. Алексеев и И. П. Мазурук. Кстати, автору этих строк в своё время посчастливилось близко познакомиться с одним из этих легендарных пилотов —И. П. Мазуруком. Мы были участниками Второй Антарктической экспедиции на д /э «Лена» в 1956—1957 годах. Илья Пав лович Мазурук тогда возглавлял лётный отряд экспедиции, в котором были само лёты ИЛ-12; ИЛ-14 и малые аппараты АН («Аннушки», как их называли). Помнит ся, в отряде были другие известные полярные лётчики —Каминский, Осипов, штур маны тех знаменитых полётов в Арктике. Мне стыдно, но память не удержала многие легендарные фамилии —простите великодушно, славные пилоты. На обратном океанском переходе из Антарктики в Ленинград, когда «...пило там, прямо скажем, делать нечего!», Илья Павлович Мазурук часто поднимался на ходовой мостик, где мы, молодые тогда моряки, несли морские вахты. Он особенно любил ночные вахты старпома Чубакова с 4 до 8 часов утра. Это были незабывае мые, чарующие часы, благо, условия плавания в тех благословенных тропических 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz