Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

13 сентября мореплаватели подошли к кромке многолетних паковых льдов. Далее к северу путь оказался закрытым. В координатах 82 градуса 42 минуты се­ верной широты на измеренной глубине 2365 метров исследователи провели 99-ю, самую северную, полную океанографическую станцию. Она продолжалась почти 10 часов и принесла пробы воды, грунтов и животного мира из глубин централь­ ной части Арктического бассейна. Именно эта 99-я океанографическая станция с «Садко» первой начала наш отсчет времени в изучении высокоширотных просто­ ров Арктики. Но вот станция закончена, и «Садко» повернул на юг. Попутно он провел допол­ нительные обследования северной части Карского моря и открыл здесь остров, ко­ торый моряки и ученые единогласно назвали именем начальника экспедиции — остров Ушакова. Отсюда «Садко» направился к проливу Карские Ворота и далее — в Архангельск. Даже общий взгляд на карту Арктики показывает, какую гигантскую работу выполнила экспедиция, как широко раздвинулись границы обследованных райо­ нов на севере Баренцева и Карского морей —их акватории практически полностью легли на навигационные морские карты западного сектора Северного морского пути. Этот исследовательский поход парохода «Садко» продолжался 85 дней. Было пройдено более 6 тысяч морских миль, из них более половины —севернее 80-й параллели. Экспедиция выполнила 107 комплексных океанографических станций, измерила 2500 глубин. На картах высокоширотной Арктики было ликвидировано гигантское белое пятно — ранее совершенно неизвестное пространство между архипелагами Земля Франца-Иосифа и Северная Земля. Этот выдающийся пер­ вый высокоширотный рейс экспедиции на пароходе «Садко» в 1935 году был очень высоко оценен учеными-исследователями. И действительно, это был настоящий арктический триумф. Большие работы по дальнейшему исследованию Арктического бассейна и обус­ тройству полярных путей были выполнены также в 1937—1940 годах высокоши­ ротными экспедициями на ледокольных пароходах «Георгий Седов», «Малыгин», «Вл. Русанов», «Таймыр» и других. Воздушная экспедиция на Северный полюс Р аботы морских высокоширотных экспедиций по исследованию северных райо­ нов Баренцева, Карского и моря Лаптевых принесли обширные и, безусловно, ценные результаты. Кроме того, эти экспедиции позволили прийти к однозначному выводу о том, что есть реальная возможность организации научно-исследователь­ ских работ в центральном приполюсном регионе Северного Ледовитого океана. План такой высокоширотной экспедиции с высадкой на дрейфующие льды в районе Северного полюса возник еще в лагере челюскинцев в 1934 году. Убежденным сто­ ронником и безусловным инициатором такого смелого плана был начальник Глав­ севморпути О. Ю. Шмидт. Его горячо поддерживали участники экспедиции на «Челюскине» гидробиолог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель. Уверенность в 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz