Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

нёрство пользователей Северного морского пути» активно занимается поиском под­ ходящей рациональной формы государственно-частного партнёрства для создания новой управляющей структуры на Северном морском пути. Это довольно сложная и многоплановая тема, с главным условием привлечения для этих целей компаний, осуществляющих деятельность в Арктическом регионе. В рамках проведения Международного полярного года Партнёрством был раз­ работан проект «Севморпуть—Транзит». Заявки на проведение проекта поданы в Национальный и международный комитеты по проведению Международного по­ лярного года (2007—2008). Проектом предусматривается проведение научных вы­ сокоширотных рейсов, а также осуществление экспериментального рейса по пере­ возке грузов (в частности, контейнеров или нефтепродуктов) транзитом по трассам Севморпути с запада на восток и/или в обратном направлении. В заключение напомним, что согласно Уставу «Некоммерческое партнёрство по координации использования Северного морского пути» открыто для вступле­ ния как российских, так и зарубежных юридических и физических лиц, признав­ ших его Устав и внесших соответствующие взносы. Учредителями Партнёрства в 2001 году были 15 организаций. А в настоящее время его участниками уже являют­ ся более 30 организаций, в числе которых: представители администраций всех семи северных субъектов Российской Федерации, прилежащих к побережью арктических морей (полагаю, что нам, уважаемый читатель, интересно о них знать!). Это —Рес­ публика Саха (Якутия). Мурманская и Архангельская области, Ненецкий (Нарьян- Мар), Ямало-Ненецкий (Салехард), Таймырский (Дудинка), Чукотский (Анадырь) автономные округа. А также провинция Рогаланд, Ставангер (Норвегия), пять мор­ ских пароходств, суда которых постоянно работают на трассах Северного морского пути. Разумеется, в их числе и Мурманское морское пароходство. В число членов Партнёрства входят также компании, заинтересованные в перевозках по Северному морскому пути, это, в основном, крупные нефте- газодобывающие компании, а так­ же крупные научные организации, специализирующиеся на решении арктических проблем, например, Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ ), Санкт-Петербург, институт Арктики и Антарктики, Санкт- Петербург и другие. В настоящее время к деятельности Партнёрства проявляют большой интерес американские, канадские, финские, немецкие и другие зарубежные «наблюдатели», а также реальные и потенциальные пользователи Северного морского пути. И нет сомнения в том, что это объединение, возглавляемое опытными, энергичными руководителями-профессионалами, займет в будущем достойное, лидирующее положение в системе пользователей Великой арктической национальной магистра­ ли вдоль Сибирских берегов. Сквозь льды Центральной Арктики Э то было в навигацию 1935 года. Из Архангельска в Арктику уходила первая высокоширотная экспедиция под руководством известного полярного иссле­ дователя Г. А. Ушакова. Командовал экспедиционным судном «Садко» капитан Н. М. Николаев, год назад прошедший на ледорезе «Ф. Литке» из Владивостока в Мурманск Северным морским путем. Экспедиция направлялась с научно-исследо- 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz