Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Анадыря и других. Они, естественно, рассматрива­ лись как будущие опорные базы для развития всего южного побережья Ледовитого океана. А за Северным морским путём лежит арктиче­ ский континентальный шельф —тоже важнейшая часть исконно российской территории. Обо всём этом, по большому счёту, должны думать и озаботиться прежде всего государственные структуры —прави­ тельство, федеральное собрание, специализирован­ ные государственные ведомства, ответственные за Севера в широком национальном понимании. И не просто думать, а решительно и энергично действо­ вать, хозяйствовать, выступать, как подобает руко­ водителям государственного ранга, представителям Великой державы в современных реально склады­ вающихся, порою жёстких межгосударственных от­ ношениях. Известно, что еще в 1926 году Президиум Цент­ рального Исполнительного Комитета СССР принял и опубликовал постановление: «Об объявлении территорий Союза Советских Социалистических Республик, зе­ мель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Этим постанов­ лением были на национальном уровне закреплены государственные границы Со­ ветской Арктики. Это был несомненно мудрый, державный шаг в деле защиты го­ сударственных интересов страны. И никто в течение многих десятилетий не посягал на безусловную обязатель­ ность этого государственного акта и неприкосновенность границ нашего Арктиче­ ского сектора. Об этом знали все —от первых лиц соседних государств до школьни­ ков старших классов. Современная Российская Федерация есть правопреемница Советского Союза. Поэтому за ней, безусловно, остаются и вышеупомянутые права на означенные территории. Так должно быть всегда —национальный суверенитет следует соблюдать, уважать и решительно отстаивать на всех уровнях. К слову заметим, что в рациональном использовании «Великого арктического тракта» —Северного морского пути —заинтересованы и принимают деятельное участие в дальнейшей активизации его использования и неправительственные объе­ динения. Так, с целью совершенствования структуры управления и повышения эффективности использования арктических трасс в 2001 году было создано «Не­ коммерческое Партнёрство по координации использования Северного Морского пути». Президентом этой организации был избран опытный полярный исследова­ тель, президент Ассоциации полярников, заместитель председателя Государствен­ ной думы Российской Федерации, уполномоченный президента РФ по вопросам Международного полярного года Артур Чилингаров, вице-президентом —замес­ титель председателя Совета Федерации РФ Михаил Николаев, а исполнительным директором опытный моряк, бывший капитан ледокольно-транспортных судов Мурманского пароходства, а затем начальник Администрации Северного морского пути Владимир Михайличенко. Согласно разработанному и утверждённому Положению главными задачами Партнёрства определены: координация деятельности членов Партнёрства в части 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz