Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Главные арктические порты: Дудинка, Игарка, Диксон, Певек принимали океан­ ские суда с осадками от 7 до 10 метров. Северный морской путь —не просто проложенный ледоколами фарватер, по которому бегают туда-сюда транспортные суда. Это гигантская широтная магист­ раль, связывающая все арктические и заполярные территории от южного («золото­ го!» —добавляли моряки) побережья Северного Ледовитого океана, до верховьев сибирских и дальневосточных рек. Для большинства заполярных регионов, в част­ ности, Ямала, Таймыра, Якутии, Чукотки, да и всей Северо-Восточной Сибири, это главный путь доставки и вывоза различных грузов. Это, наконец, стратегическая национальная магистраль, соединяющая два гигантских региона —Европейский и Дальневосточный. Это и просторная международная дорога, соединяющая воеди­ но все районы Мирового океана. Еще в конце XIX века великий русский учёный, горячий патриот освоения Севера, профессор Д. И. Менделеев как-то сказал: «У России так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо называют лежащей у берегов этого океана!». А другой великий гражданин России —мореплаватель, адмирал С. О. Макаров высказался по этому предмету еще конкретнее: «Россия фасадом сво­ им обращена к Северному океану и освоить этот край —дело огромной экономиче­ ской и политической важности, наконец, дело чести нации. Ни одна страна не заин­ тересована в ледоколах столько, сколько Россия!». Однако судьба «фасада» России и ее столбовой дороги —Северного Ледовитого океана оказалась многотрудной, изменчивой и нередко заброшенной, особенно в последние десятилетия. Справедливости ради, заметим, что и в прошедшем столе­ тии бывали времена откровенно бездумного неприятия, а были периоды активного освоения, широкого обустройства и промышленного развития. Потом снова —опу­ стошение, развал и тяжелый сумрак над Арктикой. Такая уж она есть наша милая Россия —непредсказуемая, порою откровенно безалаберная. Многие выдающиеся русские учёные, начиная со времён М. В. Ломоносова, та­ лантливые государственные деятели, способные предприниматели, великолепные исследователи были совершенно убеждены в великом предназначении гигантского природного потенциала Сибири, Российского Севера, побережья Северного Ледо­ витого океана и Северного морского пути. А что же думают об этом современные представители федеральной власти, ру­ ководители прилежащих к Северному океану территорий, учёные, исследовате­ ли, предприниматели, промышленники? Они-то, не в пример своим славным, но теперь уже далёким предшественникам, конкретно, научно обоснованно знают (не могут не знать), что за такими краткими, но очень ёмкими понятиями, как Арктика, Северный морской путь, арктический шельф лежат богатейшие природ­ ные ресурсы. Помнится, в недалёком прошлом учёные, специалисты-геологи широко и уве­ ренно прогнозировали в недрах Таймыра богатые месторождения угля, апатитовых руд, цветных и редких минералов. Большое внимание геологов привлекали восточ­ ные территории Арктического побережья —Колымский промышленный бассейн и соседние с ним области. В былые времена генеральный план развития Арктики особое внимание уделял дальнейшему развитию базовых арктических портов: Амдермы, Игарки, Дудинки, Диксона, Хатанги, Тикси. Планировалось развитие Колымских речных портов и портопунктов, а далее к востоку —гаваней Певека, 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz