Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

стерство, тоже в свою очередь, разделилось на два: морского и речного флота. Управление Главсевмор- пути вошло в состав вновь созданного Министерства морского флота уже в довольно усечённом формате. Оно и понятно —ведомство не могло быть более са­ мого министерства —кто позволит?! Начиная с тех пор, арктический гигант начал быстро терять свои позиции. И. Д. Папанин оказался «не у дел». Многие функции бывшего «привилегированного» и любимо­ го в верхах главка были переданы в другие министер­ ства и ведомства, в частности, геологии, гражданской авиации. Промышленные структуры главка начали поспешно, часто неоправданно и неразборчиво, «растаскивать» по разным ведомствам. В конце пятидесятых годов Министерство мор- К. Н. Чубаков ского флота уже своим ведомственным приёмом преобразовало все структуры объединения в статус некоего контрольно-наблюдательного органа в ранге Администрация Северного морского пути. Теперь это стало чисто столичное, чиновное ведомство. Наконец, в 1964 году, Главное управление Северного морского пути, а точнее, всё, что от него оставалось, было окончательно упразднено, Его «наследство» передали в от­ дел морских ледовых операций Главного управления мореплавания Министер­ ства морского флота. Однако следует отметить, что «заданные» в своё время этой системой темп, на­ строй, преувеличенный размах, стремление к совершенствованию и дальнейшему развитию арктического судоходства и заполярного побережного обустройства про­ должались до конца 80-х годов прошлого столетия. Всё это еще держалось благода­ ря огромным усилиям, энергии, целенаправленности на сохранение и дальнейшее развитие арктического мореплавания, которое задавал и поддерживал начальник Администрации Севморпути, ныне покойный, Кирилл Николаевич Чубаков — отважный моряк, капитан дальнего плавания, талантливый администратор с ярко выраженными лидерскими задатками и вообще жизнелюбивый, общительный че­ ловек — вечная ему память. Все, кому довелось работать на дизель-электроходе «Лена» в первых Антарктических экспедициях под непосредственным руководством старшего помощника капитана К. Н. Чубакова, сохранили о нём самые благодар­ ные, тёплые, искренне братские воспоминания. Да, почти 60 лет этот суровый, временами запредельно трудный морской ледо­ вый путь вдоль всего побережья Сибири был главной национальной коммуникаци­ ей на Севере нашей страны. Трудами нескольких поколений моряков, гидрографов, лётчиков, учёных, полярников этот великий Сибирский морской тракт активно ос­ ваивался, развивался, обустраивался и со временем превратился в гигантскую, ожив­ лённую транспортную систему, объединившую все морские и речные «подъездные» пути Сибири, Чукотки и Дальневосточного Приморья. К концу 80-х годов XX века по трассам Северного морского пути под проводкой могучих, современных ледоколов в разных направлениях шли сотни транспортных судов с самыми различными грузами. А обработкой флота занимались более 200 портов, портопунктов, грузовых терминалов и просто перевалочных площадок. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz