Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
стерство, тоже в свою очередь, разделилось на два: морского и речного флота. Управление Главсевмор- пути вошло в состав вновь созданного Министерства морского флота уже в довольно усечённом формате. Оно и понятно —ведомство не могло быть более са мого министерства —кто позволит?! Начиная с тех пор, арктический гигант начал быстро терять свои позиции. И. Д. Папанин оказался «не у дел». Многие функции бывшего «привилегированного» и любимо го в верхах главка были переданы в другие министер ства и ведомства, в частности, геологии, гражданской авиации. Промышленные структуры главка начали поспешно, часто неоправданно и неразборчиво, «растаскивать» по разным ведомствам. В конце пятидесятых годов Министерство мор- К. Н. Чубаков ского флота уже своим ведомственным приёмом преобразовало все структуры объединения в статус некоего контрольно-наблюдательного органа в ранге Администрация Северного морского пути. Теперь это стало чисто столичное, чиновное ведомство. Наконец, в 1964 году, Главное управление Северного морского пути, а точнее, всё, что от него оставалось, было окончательно упразднено, Его «наследство» передали в от дел морских ледовых операций Главного управления мореплавания Министер ства морского флота. Однако следует отметить, что «заданные» в своё время этой системой темп, на строй, преувеличенный размах, стремление к совершенствованию и дальнейшему развитию арктического судоходства и заполярного побережного обустройства про должались до конца 80-х годов прошлого столетия. Всё это еще держалось благода ря огромным усилиям, энергии, целенаправленности на сохранение и дальнейшее развитие арктического мореплавания, которое задавал и поддерживал начальник Администрации Севморпути, ныне покойный, Кирилл Николаевич Чубаков — отважный моряк, капитан дальнего плавания, талантливый администратор с ярко выраженными лидерскими задатками и вообще жизнелюбивый, общительный че ловек — вечная ему память. Все, кому довелось работать на дизель-электроходе «Лена» в первых Антарктических экспедициях под непосредственным руководством старшего помощника капитана К. Н. Чубакова, сохранили о нём самые благодар ные, тёплые, искренне братские воспоминания. Да, почти 60 лет этот суровый, временами запредельно трудный морской ледо вый путь вдоль всего побережья Сибири был главной национальной коммуникаци ей на Севере нашей страны. Трудами нескольких поколений моряков, гидрографов, лётчиков, учёных, полярников этот великий Сибирский морской тракт активно ос ваивался, развивался, обустраивался и со временем превратился в гигантскую, ожив лённую транспортную систему, объединившую все морские и речные «подъездные» пути Сибири, Чукотки и Дальневосточного Приморья. К концу 80-х годов XX века по трассам Северного морского пути под проводкой могучих, современных ледоколов в разных направлениях шли сотни транспортных судов с самыми различными грузами. А обработкой флота занимались более 200 портов, портопунктов, грузовых терминалов и просто перевалочных площадок. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz