Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

важные правительственные планы по расширению гидрографических и научно- исследовательских работ на самой арктической трассе. Активно разрабатывались планы строительства новых серий ледоколов и транспортных судов, а также обшир­ ные проекты восстановления и строительства новых предприятий лесной, рыбной, угледобывающей промышленности. Тогда же начали вводиться в строй рудники и комбинаты по добыче и переработке цветных металлов, золотодобывающие приис­ ки, месторождения руд стратегического назначения. На трассы Северного морского пути начали выходить капитально отремонти­ рованные и переоборудованные ледоколы и транспортные суда. Вся система Глав­ севморпути была в тот послевоенный восстановительный период на большом подъё­ ме. Справедливости ради заметим, что большую работу всего главка в то время про­ водил и направлял его начальник —Иван Дмитриевич Папанин. Контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, почётный полярник, горячий патриот Арктики и активный государственный деятель, он пользовался большим авторитетом и заслу­ женным доверием в высших партийных и государственных органах власти. Это, надобно сказать, играло в те поры очень большую роль. А организация и структура Главсевморпути в тот период была хорошо отлаже­ на и функционировала добротно. Активные, деловые традиции продолжались еще со времён первого руководителя О. Ю. Шмидта, возглавлявшего этот огромный государственный главк в 1932—1939 годах. После того, как Отто Юльевич был из­ бран вице-президентом Академии наук Советского Союза, Управление возглавил И. Д. Папанин. И многие положительные традиции в деятельности главка сохраня­ лись и строго поддерживались. Например, было заведено и выдерживалось положение о том, что после каждой арктической навигации проводились расширенные итоговые совещания, обычно в Ленинграде, на которых обстоятельно и критично обсуждались итоги навигации. По многочисленным свидетельствам участников совещаний, там нередко происхо­ дили «жаркие схватки» представителей различных уровней —от ледовых капита­ нов до министров и секретарей обкомов, крайкомов и даже Центрального Комитета КПСС. А тон этим творческим дискуссиям, как правило, задавал «хозяин Аркти­ ки» —И. Д. Папанин. По воспоминаниям участников, эти совещания отличались широкими, компе­ тентными обсуждениями большого круга вопросов, касающихся непосредственной деятельности всей арктической структуры. В них участвовали специалисты-про- фессионалы: опытные капитаны, полярные лётчики, гидрографы, учёные-исследо­ ватели Арктики, снабженцы, строители и ответственные руководители правитель­ ственного и государственного уровня. И, как правило, не было чиновного люда рав­ нодушного к делам и проблемам Арктики, но способного «замотать» любое живое, ответственное дело. Шло время, в стране стало многое меняться и, к сожалению, не всё в лучшем направлении. В 1953 году начались большие сокращения во многих министерствах и ведомствах, изрядно «раздутых» в военные и особенно в первые послевоенные годы. Понятно, что всем «боевым, заслуженным» и прочим достойным хотелось получать высокие посты и почётные, но необременительные должности. Произош­ ли кардинальные изменения и в структурах Севморпути. Это большое, многоплановое, специфичное объединение было включено в состав Министерства морского и речного флота. А в конце 1954 года единое мини­ 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz