Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
важные правительственные планы по расширению гидрографических и научно- исследовательских работ на самой арктической трассе. Активно разрабатывались планы строительства новых серий ледоколов и транспортных судов, а также обшир ные проекты восстановления и строительства новых предприятий лесной, рыбной, угледобывающей промышленности. Тогда же начали вводиться в строй рудники и комбинаты по добыче и переработке цветных металлов, золотодобывающие приис ки, месторождения руд стратегического назначения. На трассы Северного морского пути начали выходить капитально отремонти рованные и переоборудованные ледоколы и транспортные суда. Вся система Глав севморпути была в тот послевоенный восстановительный период на большом подъё ме. Справедливости ради заметим, что большую работу всего главка в то время про водил и направлял его начальник —Иван Дмитриевич Папанин. Контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, почётный полярник, горячий патриот Арктики и активный государственный деятель, он пользовался большим авторитетом и заслу женным доверием в высших партийных и государственных органах власти. Это, надобно сказать, играло в те поры очень большую роль. А организация и структура Главсевморпути в тот период была хорошо отлаже на и функционировала добротно. Активные, деловые традиции продолжались еще со времён первого руководителя О. Ю. Шмидта, возглавлявшего этот огромный государственный главк в 1932—1939 годах. После того, как Отто Юльевич был из бран вице-президентом Академии наук Советского Союза, Управление возглавил И. Д. Папанин. И многие положительные традиции в деятельности главка сохраня лись и строго поддерживались. Например, было заведено и выдерживалось положение о том, что после каждой арктической навигации проводились расширенные итоговые совещания, обычно в Ленинграде, на которых обстоятельно и критично обсуждались итоги навигации. По многочисленным свидетельствам участников совещаний, там нередко происхо дили «жаркие схватки» представителей различных уровней —от ледовых капита нов до министров и секретарей обкомов, крайкомов и даже Центрального Комитета КПСС. А тон этим творческим дискуссиям, как правило, задавал «хозяин Аркти ки» —И. Д. Папанин. По воспоминаниям участников, эти совещания отличались широкими, компе тентными обсуждениями большого круга вопросов, касающихся непосредственной деятельности всей арктической структуры. В них участвовали специалисты-про- фессионалы: опытные капитаны, полярные лётчики, гидрографы, учёные-исследо ватели Арктики, снабженцы, строители и ответственные руководители правитель ственного и государственного уровня. И, как правило, не было чиновного люда рав нодушного к делам и проблемам Арктики, но способного «замотать» любое живое, ответственное дело. Шло время, в стране стало многое меняться и, к сожалению, не всё в лучшем направлении. В 1953 году начались большие сокращения во многих министерствах и ведомствах, изрядно «раздутых» в военные и особенно в первые послевоенные годы. Понятно, что всем «боевым, заслуженным» и прочим достойным хотелось получать высокие посты и почётные, но необременительные должности. Произош ли кардинальные изменения и в структурах Севморпути. Это большое, многоплановое, специфичное объединение было включено в состав Министерства морского и речного флота. А в конце 1954 года единое мини 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz