Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
1932 году О. Ю. Шмидтом и его соратниками, правительство и наркоматы начали столь же активный процесс разукрупнения Главсевморпути или, как принято гово рить на языке чиновников, освобождение его от несвойственных функций. И надо отдать должное оперативности Совнаркома, который принял целый ряд постанов лений, направленных на устранение допущенных ошибок. В этих постановлениях было указано руководству Главсевморпути на необхо димость сосредоточить основное внимание на выполнение главной задачи —пре вращение Северного морского пути в надёжно действующую транспортную магис траль. Были созданы два морских арктических пароходства Главсевморпути: одно —в Мурманске, другое —во Владивостоке. Тут следует добавить, что разук рупнение этой чрезвычайно громоздкой системы шло значительно быстрее и про ще, нежели её создание. Большинство ведомств, отраслей, предприятий были воз вращены обратно, в соответствующие наркоматы и объединения. Управление Глав севморпути, кажется, даже кое-что потеряло из того, что ему было необходимо. Перестройки, как оказалось, без потерь не проходят. И всё же был достигнут главный результат. В итоговом решении говорилось: «Превратить к концу третьей пятилетки (1942) Северный морской путь в нормаль но действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Даль ним Востоком»1. С этих пор главк стал действовать как транспортная отрасль, спе циализирующаяся на освоении, развитии, обустройстве и эксплуатации морских и речных путей Арктики. Это были реальные и достойные шаги на государственном уровне, которые в конечном результате привели к весьма положительным резуль татам в освоении Арктики. Однако начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война внесла в деятель ность еще не сформировавшегося полностью главка новые, неожиданные и очень трудные направления и задачи. Приостановилось строительство новых ледоколов и транспортов, многие ледокольно-транспортные суда были «мобилизованы» - переданы вместе с экипажами в ведение Северного военно-морского флота. Карди нально изменились характер и направления перевозок по трассам Северного мор ского пути. Тем не менее, несмотря на целый ряд нерешенных до конца проблем и кардинальных изменений в самой структуре Главсевморпути, эффективность и жизненность этого ведомства убедительно проявилась в суровые военные годы. Нельзя не отметить, что военная обстановка, особенно на Северном военно-мор ском театре действий, по-своему усилила роль этого объединения. Да иначе и быть не могло —на трассе резко увеличился грузопоток, особенно с Дальнего Востока, а также из внутренних районов Сибири. Отсюда шли продовольственные грузы, лес, металл, уголь. Многие ледокольно-транспортные суда и их экипажи всю войну до стойно несли службу в качестве сторожевых кораблей на арктических фронтовых коммуникациях. Система Главного управления Северного морского пути, еще более сплоченная и возмужавшая в годы военной страды, активно продолжала свою деятельность и в послевоенный период: в конце сороковых —начале пятидесятых годов. Сосредото чение больших сил и средств в системе ГУСМП обеспечивало, насколько это было позволительно в те суровые послевоенные годы, дальнейшее освоение и обустрой ство арктических окраин страны. Кстати, в конце сороковых годов были приняты 1М. И. Белов. История открытия и освоения Северного морского пути. —Л., 1956. —Т. 4. —С. 103. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz