Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
расчёта, что зимой тут будет стабильный припай и стоянка должна проходить спо койно. Но расчёт оказался неверным. В конце ноября под воздействием сильных и продолжительных южных ветров лёд в северной части залива взломало и суда вы несло в море Лаптевых. Начался ледовый арктический дрейф судов каравана, дос тавивший много неприятностей морякам. Этот дрейф продолжался до августа сле дующей навигации 1938 года, когда, наконец, суда освободились из ледового плена. Еще в начале дрейфа суда разъединило и понесло по разным направлениям. Зимов ка оказалась запредельно трудной. Не хватало топлива, были проблемы с тёплой одеждой, продовольствием —суда не были готовы к зимовке в арктических льдах. Дрейф сопровождался частыми и опасно сильными сжатиями льдов. В результате один из зимовавших пароходов «Рабочий» был раздавлен ледовым валом и погиб. Экипаж удалось перевести на дрейфовавший невдалеке пароход «Камчадал» —ник то из моряков не пострадал. Эта катастрофа произошла 23 января 1938 года в раз гар полярной ночи, при морозе минус 32 градуса. И всё же моряки зимовавших судов с честью вышли из этой очень опасной ситуации. А третья группа судов оказалась в ещё более сложном положении. Три ледо- кольно-транспортных судна: «Садко», «Малыгин» и «Г. Седов», вмёрзшие в лёд осенью 1937 года северо-западнее Новосибирских островов, были вовлечены в ле довый дрейф, уносивший их в центральный арктический бассейн, что было чрезвы чайно опасно. Только под конец арктической навигации 1938 года в результате по- истине героической работы огромного коллектива моряков все зимовавшие суда и ледоколы, кроме парохода «Г. Седов», были освобождены и выведены на запад. Глав ную роль в освобождении большинства зимовавших судов сыграл легендарный «Ермак». А Пароход «Г. Седов» с повреждённым рулевым устройством совершил вынужденный знаменитый дрейф через центральную часть Северного Ледовитого океана. Но это уже отдельная, очень интересная тема. Да, арктическая ледовая эпо пея 1937—1938 годов была, пожалуй, одной из самых трудных исторических стра ниц в деятельности Главного управления Северного морского пути. Безусловно, были тогда крупные просчёты и на правительственном уровне в части деятельности этого государственного главка. Даже краткое вышеперечислен ное описание его функций поражает воображение немыслимым разнообразием сфер деятельности. Не очень понятна была позиция начальника Главсевморпути О. Ю. Шмидта. Учёный с мировым именем, академик, блестящий администратор и организатор производства, Отто Юльевич не мог не понимать, что создаваемая система станови лась громоздкой и реально не управляемой. Эта гигантская ноша была «неподъём на» даже для таких выдающихся государственных деятелей, какими были академи ки Шмидт и Иоффе. Вероятно, этот выдающийся учёный и администратор, горя чий патриот своей быстро и успешно развивающейся страны, и особенно её северных богатейших окраин, хотел сделать как можно больше, быстрее, лучше. Но, как вско ре выяснилось, есть и пределы возможного. Результаты этого, не очень внятного увлечения по принципу —всё и сейчас, быстро начали сказываться. После сокрушительного провала арктической навига ции 1937 года, подведения итогов деятельности подведомственных главку отрасле вых ведомств начался активный «откат». Понимая, что волевое, непродуманное расширение системы идёт вразрез с ранее сформулированными замыслами, кото рые были изложены в первоначальном проекте организации главка, созданного в 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz