Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

расчёта, что зимой тут будет стабильный припай и стоянка должна проходить спо­ койно. Но расчёт оказался неверным. В конце ноября под воздействием сильных и продолжительных южных ветров лёд в северной части залива взломало и суда вы­ несло в море Лаптевых. Начался ледовый арктический дрейф судов каравана, дос­ тавивший много неприятностей морякам. Этот дрейф продолжался до августа сле­ дующей навигации 1938 года, когда, наконец, суда освободились из ледового плена. Еще в начале дрейфа суда разъединило и понесло по разным направлениям. Зимов­ ка оказалась запредельно трудной. Не хватало топлива, были проблемы с тёплой одеждой, продовольствием —суда не были готовы к зимовке в арктических льдах. Дрейф сопровождался частыми и опасно сильными сжатиями льдов. В результате один из зимовавших пароходов «Рабочий» был раздавлен ледовым валом и погиб. Экипаж удалось перевести на дрейфовавший невдалеке пароход «Камчадал» —ник­ то из моряков не пострадал. Эта катастрофа произошла 23 января 1938 года в раз­ гар полярной ночи, при морозе минус 32 градуса. И всё же моряки зимовавших судов с честью вышли из этой очень опасной ситуации. А третья группа судов оказалась в ещё более сложном положении. Три ледо- кольно-транспортных судна: «Садко», «Малыгин» и «Г. Седов», вмёрзшие в лёд осенью 1937 года северо-западнее Новосибирских островов, были вовлечены в ле­ довый дрейф, уносивший их в центральный арктический бассейн, что было чрезвы­ чайно опасно. Только под конец арктической навигации 1938 года в результате по- истине героической работы огромного коллектива моряков все зимовавшие суда и ледоколы, кроме парохода «Г. Седов», были освобождены и выведены на запад. Глав­ ную роль в освобождении большинства зимовавших судов сыграл легендарный «Ермак». А Пароход «Г. Седов» с повреждённым рулевым устройством совершил вынужденный знаменитый дрейф через центральную часть Северного Ледовитого океана. Но это уже отдельная, очень интересная тема. Да, арктическая ледовая эпо­ пея 1937—1938 годов была, пожалуй, одной из самых трудных исторических стра­ ниц в деятельности Главного управления Северного морского пути. Безусловно, были тогда крупные просчёты и на правительственном уровне в части деятельности этого государственного главка. Даже краткое вышеперечислен­ ное описание его функций поражает воображение немыслимым разнообразием сфер деятельности. Не очень понятна была позиция начальника Главсевморпути О. Ю. Шмидта. Учёный с мировым именем, академик, блестящий администратор и организатор производства, Отто Юльевич не мог не понимать, что создаваемая система станови­ лась громоздкой и реально не управляемой. Эта гигантская ноша была «неподъём­ на» даже для таких выдающихся государственных деятелей, какими были академи­ ки Шмидт и Иоффе. Вероятно, этот выдающийся учёный и администратор, горя­ чий патриот своей быстро и успешно развивающейся страны, и особенно её северных богатейших окраин, хотел сделать как можно больше, быстрее, лучше. Но, как вско­ ре выяснилось, есть и пределы возможного. Результаты этого, не очень внятного увлечения по принципу —всё и сейчас, быстро начали сказываться. После сокрушительного провала арктической навига­ ции 1937 года, подведения итогов деятельности подведомственных главку отрасле­ вых ведомств начался активный «откат». Понимая, что волевое, непродуманное расширение системы идёт вразрез с ранее сформулированными замыслами, кото­ рые были изложены в первоначальном проекте организации главка, созданного в 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz