Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
государственный орган по руководству мореплаванием и исследованиями в Аркти ке. Перед ним была поставлена основная задача: «Проложить окончательно Север ный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Это была целая программа государственного масштаба на несколько десятиле тий. Ничего не скажешь —были профессионалы, умевшие формулировать обшир ные многоплановые программы и, что самое главное, претворять их в жизнь. Это были истинные патриоты своей страны, исследователи её богатейших северных ок раин, люди светлого ума, яркого организаторского таланта и широкого, государ ственного масштаба. Главное управление Северного морского пути было задумано и сформировано как единый транспортный и хозяйственный орган, обязанный проводить согласо ванную и сбалансированную государственную политику в области промышленнос ти, транспорта, торговли и культуры на огромной территории Северного края. Ра зумеется, предпосылки создания этого мощного объединения закладывались и со ставлялись не один год и даже не одно десятилетие. Правительственное постановление о создании Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) включало, в частности, следующие разделы: 1. Создать при Совете Народных Комиссаров СССР Главное управление Северного морского пути. 2. Задачей ГУСМП является окончательное проложение Северного морского пути от Белого моря до Берингова пролива, обеспечение его навигационным обору дованием и безопасным плаванием на этом пути. 3. Передать в ведение ГУСМП все существующие научные, метеорологические радиостанции, расположенные на побережье и островах Северного Ледовитого оке ана, согласно прилагаемому списку. 4. Поручить Главному управлению СМП развить и реконструировать эту сеть станций таким образом, чтобы в 1933 году были закончены работы первой очереди, необходимые для открытия плавания по всей магистрали Северного морского пути. 5. Передать в ведение ГУСМП Арктический институт, с тем, чтобы исследова ние Северного морского пути было основным стержнем его научной работы. 6. Передать ГУСМП ледоколы: «Красин», «Ермак», «Ленин», ледорез «Ф. Лит ке», ледокольные пароходы: «А. Сибиряков», «Таймыр», «Г. Седов», «Малыгин», «В. Русанов» и подлежащий поднятию «Садко». Кроме того, передать по списку зверобойные суда, шхуны, гидрографические и научно-исследовательские суда. 7. Предрешить передачу ГУСМП необходимых судов ледокольного типа для обследования берегов, организации каботажа, погрузочно-разгрузочных работ. О количестве и типе передаваемых судов договориться ГУСМП с Народным комиссариатом водного транспорта. 8. Поручить ГУСМП образовать в необходимых местах угольные базы и создать элементарное портовое оборудование. 9. Поручить ГУСМП образовать в необходимых местах самолётные базы для постоянных наблюдений за льдами и содействия в проводках арктических карава нов и в необходимых случаях отдельных судов. 10. Поручить ГУСМП разработать тип ледоколов, необходимых для работы на трассах Северного морского пути. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz