Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ции» из состава ВМФ принимал участие в высокоширотных океанографических экспедициях, начиная с 1948 года. Во время очередного похода с экспедицией в 1955 году ледорез «Ф. Литке» под командой капитана В. И. Поташникова установил новый рекорд свободного плава ния во льдах высоких широт Арктики, достигнув 83 градуса 26 минут северной широты. А спустя три года, в 1958 году, в возрасте 49 лет, заслуженный арктиче ский ветеран ледорез «Ф. Литке» был выведен из эксплуатации и разобран на металл. Почти полвека отработал этот замечательный корабль. И в какие годы —войны, революции, разруха, восстановление! А сам он —кем только не был! Сначала морская яхта, потом почтово-пассажир ский лайнер в суровом канадском заливе Святого Лаврентия, а то и вспомогатель ный крейсер - даже морской бой учинил с белогвардейским ледоколом «Козьма Минин» в Горле Белого моря в феврале 1920 года, затем ледорез, читай —ледокол на арктических трассах, —всё прошел, всё испытал. Эти трудные этапы пути отра жаются на судах даже более, чем на людях. Приходилось работать без серьёзных ремонтов, часто вне всяких правил и норм мореплавания —какие правила в ледо вых условиях Арктики в тот период? «Они всё понимают — только сказать не могут» — повторял старый капитан. А в благодарной памяти моряков старших поколений навсегда остались светлые, порою грустно-романтичные образы тех великолепных кораблей, идущих среди бескрайних ледовых просторов Арктики. Главное управление Северного морского пути З а период с начала двадцатых до конца тридцатых годов прошлого XX века в морях Советской Арктики произошли большие позитивные изменения. На западном её участке, начиная с первых Карских хлебных экспедиций, осуществля лись активные плавания в Белом, Баренцевом и Карском морях, практически ежегодно проводились гидрографические работы и научные исследования. А с 1928 года снаряжались плановые комплексные высокоширотные экспедиции, в частности, на ледокольно-транспортных судах: «А. Сибиряков», «Г. Седов», «Малыгин», «В. Русанов», «Таймыр» и других. Проводилась активная работа и на восточном участке трассы. Колымские, а затем Ленские рейсы морских судов тоже внесли определённый вклад в общую за дачу освоения Арктики. Однако разобщённые участки, или секторы, как их «окрес тили» позднее, этого гигантского морского пути вместе с судоходными трассами великих сибирских рек (своего рода «подъездных путей» к главной морской магис трали) крайне нуждались в объединении в общую систему. А после первого плавания парохода «А. Сибиряков» по всей трассе от Архан гельска до Берингова пролива в одну навигацию вся гигантская система —Север ный морской путь —практически открылась для сквозного плавания. Этот знаме нательный поход подвёл своего рода итог огромных трудов нескольких предшеству ющих поколений моряков-полярников. И одновременно открыл новую эру в дальнейшем развитии морского сибирского пути. А правительство СССР закрепи ло директивно эти выдающиеся результаты. 17 декабря 1932 года состоялось правительственное Постановление об образо вании Главного управлении Северного морского пути. Был создан специальный 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz