Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
своё время были главной движущей силой на паровых судах. Опытные, крепкие кочегары, да хороший уголь —всем хорошо. А несработавшиеся кочегары да уголёк неважный —могучий ледокол и достойный капитан уныло стоят во льдах, ожидая, когда пар поднимут, чтобы снова с ледовой массой бороться. Была у нашего ледореза «Ф. Литке» еще одна неважная черта «характера» — очень резко, порывисто качался на штормовой волне. Влияли обводы корпуса — узкий, походный, но неустойчивый на волнении. При плавании лагом (бортом) к волне было чрезвычайно трудно удерживаться на рулевой площадке верхнего мо стика. Он, этот «супостат», не просто кренился, а этак летел с гребня волны с грохо том и скрипом. Какой уж правёж рулём в такие моменты —рулевой почти висел, цепко держась за рукоятки штурвального колеса. Правда, это длилось всего несколь ко секунд, но первым нашим стремлением всегда было —«намертво» вцепиться в штурвал. И одновременно в глубине сознания проносилось: а ну как оторвётся ко лесо? Тогда вместе с ним —моментально за борт с великолепной высоты верхнего мостика... этак метров 15! Но, как говорят, проносило. По этой части у англичан всё было сделано безуко ризненно прочно, на всю судовую жизнь, проверено не раз и не два. Время от време ни старший вахтенный штурман Эдуард Купри, ухватившись за планшир, низким прибалтийским баском бросит через плечо: «Держись, моряки, —сейчас завалит!». Оправившись от очередного «броска» на борт, мы весело и нещадно ругаем нашего размашистого «Фёдора» («Ф. Литке»). И всё равно любили его. Он тогда казался нам таким же молодым, разбитным и порывистым, как и мы сами. Любили всё: вы сокую изящную надстройку, мачты и дымовую трубу с «морским заломом», а более всего —его стремительную, походную стать и лёгкий, элегантный бег, особенно по чистой воде в хорошую погоду, —лорд, трансарктический лайнер! Бывало, перед очередным выходом из Архангельска в Арктику сидят моряки свободные от вахт и работ в ресторане морского вокзала —хочется перед длитель ным и нелёгким полярным плаванием немного выпить, хорошо, вкусно перекусить, посудачить о береговых впечатлениях, просто по-человечески отдохнуть. Но вот над просторами величественной, полноводной красавицы Северной Двины раздаётся продолжительный судовой гудок. Сначала мягкий, бархатного тона, затем более густой и под конец высокий, требовательный, призывный. Надо видеть реакцию моряков с «Ф. Литке»: «Это наш! —нас зовёт! Ну, что, моряки, —пора!». Первыми поднимаются старшие: плотник Вася Антипов или старший матрос Дима Грозников. За ними... не очень охотно все остальные —надо, зовёт! В другом конце зала или просто за соседними столиками поднимаются машинисты, кочега ры. Сидели всегда за отдельными столиками —палубная команда отдельно, «низы» отдельно —по интересам. «Капитанам —моря, океаны, а матросам —кафе, рестора ны!» —шутили моряки еще со времён парусного флота. Судовой катер подан —уже у Красной пристани принимает всех, возвращающихся из увольнения моряков и бежит на рейд к судну. Начинается очередной поход в арктические моря. Много славных страниц вписал в свою яркую биографию этот великолепный ледорез. Неоднократно зимовал в одиночку и в компании с другими транспортами в арктических льдах, выводил караваны судов из тяжелых ледовых ловушек, само отверженно помогал линейным ледоколам в ледовых проводках транспортных судов, ходил в ледовые разведки корпусом. Всю войну служил сторожевым кораб лём (СКР-18) в составе боевых сил Северного флота. Первым после «демобилиза 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz