Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

районах полуострова Рыбачий и восточнее его был заселен довольно плотно, а промысловые побережные селения поморов выглядели многолюдными и обеспе­ ченными. И всё же поражают воображение утверждения исследователей-истори- ков о том, что в море в те давние от нас времена выходили тысячи небольших про­ мысловых судов и вдоль Мурманского берега вели рыбный промысел десятки ты­ сяч рыбаков. Ну... историки, исследователи —люди серьёзные, вероятно, так и было. Справедливости ради также добавим, что поморы в большинстве своём жили безбедно и в сравнительном достатке. Английский путешественник Стивен Барроу, плававший в середине XVI века в водах Баренцева и Белого морей, отмечал в своих записках, что русские поморы, встретив его корабли, подарили ему пшеничный хлеб, калачи, превосходную пшеничную муку, солёных гусей, сушеную рыбу, горшки с овсяной кашей, водку, мёд и пиво. Вероятно, у английского капитана были добрые воспоминания о таких встречах и основания писать об этом. Постоянная жажда нового, промысловый азарт, характерный для энергичных, упорных русских людей, их предпринимательский кураж привели северных помо­ ров в устьевые «угодья» сибирских рек Оби, Енисея, Хатанги, Лены, Яны, Инди­ гирки, Колымы и далее в Русскую Америку. Разумеется, продвижение русских лю­ дей на восток проходило не только северными морскими маршрутами. Движение за Урал в Сибирь, начатое в 80-е годы XVI века дружиной Ермака, явилось первым «прорывом» больших масс обездоленных людей в сибирские просторы. Менее чем за столетие Сибирь открылась от Урала до побережья Тихого океана. Возникли се­ ления, острожки, городки-крепости. Это было иоистине великое событие в миро­ вой истории. Оно началось с похода удалого Ермака Тимофеевича с дружиной за Урал, а завершилось выходом казачьего сотника Владимира Атласова с группой единомышленников-первопроходцев на восточное побережье Камчатки. В этой связи нельзя не привести знаменательное свидетельство известного анг­ лийского исследователя профессора Дж. Бейкера: «Продвижение русских через Сибирь в течение XVII века шло с ошеломляющей быстротой. Успех русских отча­ сти объясняется наличием таких удобных путей сообщения, какими являются реч­ ные системы северной Азии. Хотя преувеличивать значение фактора не следует и, если даже принять в расчёт все природные преимущества для продвижения, то всё же на долю этого безвестного воинства достаётся такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и предприимчивости, равного которому не совершил никакой другой европейский народ»1. Прямо скажем, достойная оценка солидного учёного и опытного исследователя. Шли северными морскими дорогами на восток энергичные, предприимчивые поморы. Тут следует заметить, что в истории российского арктического мореплава­ ния наиболее оживлённым, активным и известным потомкам, поистине «золотым» был XVII век. Он ознаменовался многими яркими событиями и географическими открытиями мирового значения. Уже в самом начале того столетия установилась довольно оживлённая морская транспортная связь между поморскими поселения­ ми на Белом море и обитателями побережья Обской губы. Это был знаменитый в своё время Мангазейский ход. Правда, путь этот, проходивший по трём морям: Белому, Баренцеву и Карскому, бывал в те времена довольно продолжительным, трудным и опасным. 1Дж. Бейкер. История географических открытий и исследований. —М., 1950. —С. 231—232. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz