Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
заслуженного адмирала, многолетнего президента Русского географического обще ства Федора Петровича Литке. Ледорез «Ф. Литке» работал во всех морских бас сейнах нашей страны и с окрашенным в те времена в белый цвет корпусом пользо вался репутацией непревзойдённого «щёголя» и одного из лучших ходоков среди кораблей отечественного флота. Экипаж на «Литке» в период эксплуатации состоял из 100 человек, иногда ме нялся плюс-минус 5—7 человек. Условия работы и обитания экипажа по тем време нам считались сносными, однако скученность была порядочная. Каюты рядового состава —4—6-местные, даже некоторые командиры «из младших» жили в 2-мест- ных каютах. А верхние палубы, коридоры, вестибюли, салоны были великолепны. Особенно выделялась своим убранством роскошная кают-компания с переборка ми, отделанными под светло-ореховый цвет, с тиснёнными орнаментами и богаты ми инкрустациями. Великолепный коридор командного состава устилался доброт ными ковровыми дорожками и блистал начищенными до золотистого цвета двер ными ручками и кожухами трубопроводов, симметрично пролегающими по обе стороны коридора. Бронзовые решётки и полированные поручни переходных тра пов в коридорах, пианино и огромные книжные шкафы в салонах дополняли вели колепное внутреннее убранство. Некоторый дискомфорт, правда, вносили каюты рядового состава, бытовые по мещения для команды и, особенно... судовая баня. И казалось странным, что анг лийские судостроители, уделявшие чрезвычайно много внимания и мастерства от делке и оборудованию кают-компании, столовых, салонов, украшению коридоров, панелей и переходных трапов верхних палуб, практически вовсе не обращали вни мания на хозяйственно-бытовые помещения: камбуз, пекарню, бани, умывальники, туалеты для рядового состава. Но с другой стороны, что греха таить, сословные прин ципы в британском обществе, не станем утверждать «за тех, кто жил на берегу», но в моряцком обществе были, мягко говоря, не очень деликатны. К примеру, на рус ском судне всегда звучало и звучит обращение-команда: «Вахтенный матрос —на руль!», т. е. требуется человек для управления рулём. У англичан —матрос, человек как таковой, значения не имеет. Просто следует команда: «Руки на руль!». Ну, это так —к слову. Особенно заметно было невнимание к судовой бане, ваннам и умывальникам. Помнится, что более чем на 80 рядовых моряков не было ни одной ванны и ни од ной душевой и единственная на корабле баня даже в те времена вызывала массу нареканий: огромное практически пустое помещение с металлическими переборка ми и подволоком да холодной цементной ужасно скользкой палубой. По углам — краны холодной воды и шланги с острым паром, несколько грубых скамеек, намер тво прикрепленных к переборкам, да пара десятков маленьких тазиков (пресную воду всемерно экономили). Вот и всё банно-прачечное хозяйство для экипажа в 100 человек. Можно себе представить, что творилось, когда в эту баню после ходовой вахты вваливались более двух десятков чумазых кочегаров да еще около десятка —маши нисты, механики, матросы. Это было... помещение для буйно помешанных! Прежде всего открываются паровые клапаны, и баня быстро заполняется дико свистящим в резиновых шлангах паром. Видимость —ноль. Молодые, неугомонные, чумазые кочегары, пользуясь полным отсутствием видимости, начинают хватать всех под ряд своими чудовищно грязными в угольной пыли руками. Расхватывают тазики, 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz