Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

числяли и к разряду транспортных судов. Для клас­ са транспортов своего времени он был слишком мо­ гуч —две машины суммарной мощностью в 7 тысяч лошадиных сил. И к тому же, он имел всего один не­ большой трюм для хранения судовых запасов, кото­ рый обслуживался одной лёгкой стрелой. Его не­ сколько специфичная, сугубо индивидуальная клас­ сификация, вероятно, пришла с предполагаемым принципом разрушения льдов методом разрезания их острым клинообразным форштевнем. Думается, что это и дало повод строителям классифицировать корабль как ледорез. Судно было построено в Англии в 1909 году по индивидуальному заказу богатого британца как ак­ тивная морская яхта и получило первое название «Лорд грэй». Его основные размеры: длина —83 мет­ ра, ширина —14,5 метра и осадка —около 6 метров. «Лорд»... —это название очень подходило красиво­ му, с гордой осанкой кораблю. Он имел прочный, из высококачественной стали, корпус с изящными обводами, напоминающими легендарные английские чайные и шерстяные клипера второй половины XIX века. Особенное сходство с этими очаро­ вательными «океанскими гончими» придавали его носовые обводы яхтенного типа с выдвинутым вперёд и вверх элегантным бушпритом. Слегка наклоненные назад две стройные мачты и дымовая труба придавали кораблю лёгкий, стремительный вид. Развитая надстройка с красивыми, отделанными под дуб балюстрадами и бор­ товыми крыльями довершала изящную мореходную осанку этого действительно красивого, осанистого корабля. На ледорезе были установлены две паровые машины общей мощностью в семь тысяч «лошадей». А их работу обеспечивали 6 паровых котлов, работавших, есте­ ственно, на угле. Расход угля при работе машин на полную мощность составлял до 60 тонн в сутки. Для сравнительно небольшого с походными обводами корпуса ле­ дореза это была превосходная мощность. «Знатоки» рассказывали, что в «молодые» годы он был отличным ходоком и, бывало, развивал скорость более 17 узлов. Проч­ ный корпус и приличная энерговооружённость позволяли ему весьма успешно ра­ ботать в однолетних льдах северных морей. В первые годы эксплуатации ледорез по каким-то причинам оказался в Канаде и работал в осенне-зимний период в заливе Святого Лаврентия в качестве почтово­ го грузового судна. В 1914 году корабль был куплен российским правительством для работы в Белом море и Архангельском порту в зимний период. На вновь приоб­ ретенном судне был поднят русский флаг. Биография этого корабля в составе рос­ сийского и советского ледокольного флота была продолжительной и богатой яркими, порою, историческими событиями. В период Гражданской войны и интер­ венции ледорез был возведен в ранг вспомогательного крейсера и получил назва­ ние «Третий Интернационал». Однако это продолжалось недолго. В июне 1921 года после восстановления на Севере советской власти судно пере­ дали во вновь созданное ведомство Беломортранс и оно получило еще одно назва­ ние «Федор Литке» —в честь известного российского полярного исследователя, 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz