Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Ледорез «Фёдор Литке» ной рейс с востока на запад ледокольного судна в одну навигацию, а точнее, за 83 суток, с учетом освобождения и проводки во льдах каравана транспортных судов в море Лаптевых. Это был весьма успешный ледовый поход по трассе Северного морского пути и своеобразный «звёздный час» великолепного арктического ходока — ледореза «Ф. Литке». Таким образом, была еще раз доказана возможность активного плавания судов ледокольно-транспортного флота в Арктике. И был, образно говоря, широко открыт «парадный вход» в арктические моря теперь уже со стороны Тихого океана. Трасса Великого морского пути вдоль Сибирского побережья становилась все более осво­ енной изученной и безопасной. А славный «Ф. Литке», награжденный за свои вели­ колепные арктические походы орденом Трудового Красного Знамени, активно вклю­ чился в новые походы по трассам Северного морского пути, теперь уже в качестве достойного представителя Мурманского ледокольного флота. Автору этого повествования в своё время дважды довелось (и несказанно посчастливилось!) работать на ледорезе «Ф. Литке». Матросом —в 1953—1954 го­ дах, а позднее —вторым штурманом и участвовать в выводе его из эксплуатации в 1958 году. Этот легендарный, красивый и гордый корабль заслуживает того, чтобы рассказать о нём немного подробнее. Ледорез «Ф. Литке» не принадлежал ни к одному традиционному классу ко­ раблей торгового флота. Он не был линейным ледоколом потому, что его главные размеры, конструкция и прочностные характеристики корпуса, его весовая масса, а также мощность машин «не тянули» на статус линейного ледокола. Но его не при­ 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz