Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

На ледорезе «Фёдор Литке» из Владивостока в Мурманск Н есмотря на очень трудные походы по трассе Северного морского пути транс­ портных судов «А. Сибиряков» и «Челюскин», намерения правительства и Управления Главсевморпути проложить и обустроить арктическую магистраль не ослабели, а стали более целенаправленными. Так, уже с навигации 1934 года нача­ лись рейсы транспортных судов к устьям великих сибирских рек, а также на запад­ ном и восточном «флангах» Северного морского пути. Было получено разрешение правительства провести экспериментальное плавание на ледокольном судне с вос­ тока на запад в одну навигацию. Это мероприятие было крайне необходимо, тем более, что предыдущие сквоз­ ные плавания транспортных судов по Северному морскому пути и последствия по­ хода «Челюскина» со всей очевидностью показали крайнюю необходимость пост­ ройки специализированных судов ледового класса и надлежащее ледокольное обес­ печение плаваний на особо сложных в ледовом отношении участках ледовой трассы. Для предстоящего плавания из Владивостока в Мурманск в одну навигацию было выделено ледокольное судно —ледорез «Ф. Литке». Предстоящая ответственная экспедиция, которой предстояло совершить первый в истории Арктики сквозной рейс из Владивостока в Мурманск за одну навигацию, активно и основательно го­ товилась к дальнему и трудному походу. Руководство научной частью экспедиции возлагалось на известного полярного исследователя В. Ю. Визе, командовал суд­ ном опытный ледовый капитан Н. М. Николаев. Экспедиция отправилась в плавание из Владивостока 28 июня 1934 года. По пути на север «Ф. Литке» заходил в Петропавловск-Камчатский и бухту Провиде­ ния. Там он пополнял запасы топлива и воды, а также принял на борт легкий само­ лет —ледовый разведчик. 13 июля ледорез миновал Берингов пролив и вышел в Чукотское море, непосредственно на трассу Великого Северного пути. Кстати, но свидетельству специалистов-исследователей и моряков, ледовая обстановка в Арк­ тике в навигацию 1934 года была довольно благоприятна. Первые тяжелые льды встретились в районе мыса Северный, которые задержа­ ли дальнейшее продвижение на запад почти на десять суток. Однако обстановка постепенно менялась и, наконец, наступило разряжение ледовых массивов. «Ф. Литке», преодолев последние полосы многолетних льдов, в конце июля при­ был в бухту Тикси. Таким образом, был пройден большой и традиционно самый трудный в ледовом отношении восточный участок арктической трассы. После пополнения судовых запасов угля, пресной воды и некоторого снабже­ ния «Ф. Литке» по указанию руководителей похода направился в район островов Комсомольской Правды. Предстояла трудная операция —освободить из ледового плена зимовавшие с прошлого года суда Первой Ленской экспедиции. Пять суток пробивался ледорез через многолетние ледовые поля к застрявшим транспортам. Наконец, ледовая преграда была разрушена, и 17 августа все суда вслед за ледоре­ зом вышли на свободную воду. Транспорты отправились в самостоятельное плава­ ние, а «Ф. Литке» устремился далее на запад. Сравнительно успешно миновав про­ лив Вилькицкого, экспедиция вышла в Карское море. Дальнейшее плавание проходило практически по чистой воде, и 20 сентября 1934 года ледорез «Ф. Литке» прибыл в порт Мурманск. Завершился первый сквоз- 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz