Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
На ледорезе «Фёдор Литке» из Владивостока в Мурманск Н есмотря на очень трудные походы по трассе Северного морского пути транс портных судов «А. Сибиряков» и «Челюскин», намерения правительства и Управления Главсевморпути проложить и обустроить арктическую магистраль не ослабели, а стали более целенаправленными. Так, уже с навигации 1934 года нача лись рейсы транспортных судов к устьям великих сибирских рек, а также на запад ном и восточном «флангах» Северного морского пути. Было получено разрешение правительства провести экспериментальное плавание на ледокольном судне с вос тока на запад в одну навигацию. Это мероприятие было крайне необходимо, тем более, что предыдущие сквоз ные плавания транспортных судов по Северному морскому пути и последствия по хода «Челюскина» со всей очевидностью показали крайнюю необходимость пост ройки специализированных судов ледового класса и надлежащее ледокольное обес печение плаваний на особо сложных в ледовом отношении участках ледовой трассы. Для предстоящего плавания из Владивостока в Мурманск в одну навигацию было выделено ледокольное судно —ледорез «Ф. Литке». Предстоящая ответственная экспедиция, которой предстояло совершить первый в истории Арктики сквозной рейс из Владивостока в Мурманск за одну навигацию, активно и основательно го товилась к дальнему и трудному походу. Руководство научной частью экспедиции возлагалось на известного полярного исследователя В. Ю. Визе, командовал суд ном опытный ледовый капитан Н. М. Николаев. Экспедиция отправилась в плавание из Владивостока 28 июня 1934 года. По пути на север «Ф. Литке» заходил в Петропавловск-Камчатский и бухту Провиде ния. Там он пополнял запасы топлива и воды, а также принял на борт легкий само лет —ледовый разведчик. 13 июля ледорез миновал Берингов пролив и вышел в Чукотское море, непосредственно на трассу Великого Северного пути. Кстати, но свидетельству специалистов-исследователей и моряков, ледовая обстановка в Арк тике в навигацию 1934 года была довольно благоприятна. Первые тяжелые льды встретились в районе мыса Северный, которые задержа ли дальнейшее продвижение на запад почти на десять суток. Однако обстановка постепенно менялась и, наконец, наступило разряжение ледовых массивов. «Ф. Литке», преодолев последние полосы многолетних льдов, в конце июля при был в бухту Тикси. Таким образом, был пройден большой и традиционно самый трудный в ледовом отношении восточный участок арктической трассы. После пополнения судовых запасов угля, пресной воды и некоторого снабже ния «Ф. Литке» по указанию руководителей похода направился в район островов Комсомольской Правды. Предстояла трудная операция —освободить из ледового плена зимовавшие с прошлого года суда Первой Ленской экспедиции. Пять суток пробивался ледорез через многолетние ледовые поля к застрявшим транспортам. Наконец, ледовая преграда была разрушена, и 17 августа все суда вслед за ледоре зом вышли на свободную воду. Транспорты отправились в самостоятельное плава ние, а «Ф. Литке» устремился далее на запад. Сравнительно успешно миновав про лив Вилькицкого, экспедиция вышла в Карское море. Дальнейшее плавание проходило практически по чистой воде, и 20 сентября 1934 года ледорез «Ф. Литке» прибыл в порт Мурманск. Завершился первый сквоз- 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz