Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

По воспоминаниям Ирины Александровны, всё происходило в Кремле. Было много различных гостей, вплоть до самого высокого ранга. Председатель Президи­ ума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин открыл заседание и, сделав небольшую паузу, в характерной для него мягкой, доброжелательной мане­ ре, сказал: «Ну, что, товарищи, начнём, пожалуй. Анатолий Васильевич, прошу Вас». Анатолий порывисто встал со своего места и чётким строевым шагом пошел к столу президиума, а спустя несколько минут... это уже был Герой Советского Союза (номер 1!). Ирина Александровна рассказывала мастерски, весело. Безусловно, всё это было для неё очень дорого, а нам безумно интересно. Кстати, мы считали и считаем, что лётчик А. Ляпидевский был Героем Совет­ ского Союза № 1(неофициально) совершенно справедливо —он первым из лётчи- ков-спасателей привёл свой двухмоторный самолёт к лагерю челюскинцев, первым совершил посадку на дрейфующий ледовый «аэродром Шмидта» и вывез оттуда всех женщин и детей. Наша по-матерински добрая и ласковая гостья очень инте­ ресно рассказывала о большом приёме в Кремле по случаю встречи отважных че­ люскинцев и лётчиков-спасателей, а также и о других приёмах, например, о чество­ вании лётчиков В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова, четвёрки папанинцев и других, куда их с мужем, Анатолием Васильевичем, приглашали в качестве почёт­ ных гостей. Замечательно интересные и приятные воспоминания. Ну, а относительно официальных выводов о результатах 2-й экспедиции СМП на пароходе «Челюскин», в собственно её морской части, в период дрейфа в Чукот­ ском море и после гибели судна, они были обстоятельно изучены, проанализирова­ ны и представлены в многочисленных документах соответствующим наркоматам, а также научно-исследовательским институтам и ведомствам. Некоторые из них хо­ чется кратко привести здесь. Во-первых, плавание транспортных судов по всей трассе Северного морского пути при надлежащем ледокольном обеспечении возможно в период арктической навигации, как с запада на восток, так и в обратном направлении. Во-вторых, следу­ ет признать, что надежды, возлагавшиеся на пароход «Челюскин» как транспорт­ ное судно для арктических плаваний, не оправдались. Для работы в Арктике нуж­ ны ледокольно-транспортные суда автономного ледового плавания. Достойными представителями этого класса были дизель-электроходы типа «Лена». В-третьих, крайне необходимо дальнейшее изучение и обустройство Северного морского пути —гидрографические работы, издание современных навигационных карт и по­ собий для плавания, самолётная разведка ледовых условий для плавания, составле­ ние краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды и ледовых карт по отдель­ ным арктическим регионам. Ну и, наверное, самое срочное и главное —создание современного ледокольного флота, а также рациональная расстановка линейных и вспомогательных ледоколов на западном и восточном участках трассы Северного морского пути. Эти и некоторые более конкретные выводы и рекомендации, основанные, как на результатах плавания «Челюскина», так и предшествующих экспедиций в Арк­ тике, были, по нашему убеждению, максимально проработаны, учтены и активно использованы следующими поколениями арктических моряков (к коим мы риск­ нём причислить и нас!), учёных, гидрографов, полярных лётчиков, кораблестрои­ телей и многих других специалистов, связанных с работой ледокольно-транспорт­ ного флота в Арктике. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz