Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

где были закуплены самолёты для спасательных операций. Из Ленинграда через Панамский канал шел на помощь зимовщикам знаменитый ледокол «Красин». Но, увы, снова начал проявляться дефицит времени —не за горами была весна с неминуемым разрушением льдов, на которые предстояло садиться самолётам. При­ ходилось задумываться и о продовольствии для 104 человек, находившихся на дрей­ фующих льдах в экстремальных условиях. Да, у чрезвычайной правительственной спасательной комиссии проблем тоже было через край. Однако невозможно удер­ жаться от выражения чувства уважения и восхищения работой этих людей — истинных патриотов, с широким государственным размахом и завидным энтузиаз­ мом взявшихся за благородное дело спасения людей, попавших в бедственное положение. И вот 5 марта 1934 года, после нескольких неудачных из-за плохой погоды по­ пыток, над полузаметённым снегом дрейфующим лагерем челюскинцев появился первый самолёт, ведомый лётчиком А. В. Ляпидевским. Совершив два круга над лагерем, отважный лётчик повел свою двухмоторную машину на посадку и через несколько минут, удачно приземлившись на очень небольшой ледовой площадке около лагеря, по словам Анатолия Ляпидевского, «вышел из самолёта». Радость, восхищение, восторг встречавших своего первого спасателя были беспредельны. Обратным перелётом Ляпидевский вывез на материк, в селение Уэлен, 12 пассажи­ ров —всех женщин и детей. Начало спасению челюскинцев было успешно положе­ но. Теперь многое зависело от погодных условий. А погода не преминула поднести целый «пакет» дурных сюрпризов: штормовые ветры, метели (обычная мартовская круговерть в Арктике), туманы продолжали испытывать мужество и терпение отважных людей около месяца. Только в начале апреля в главную базу полётов —чукотский посёлок Ванкарем —прибыли основ­ ные лётные отряды. И началось! 7 апреля из Ванкарема к лагерю Шмидта вылетели самолёты, пилотируемые лётчиками Слепнёвым, Каманиным и Молоковым. Пого­ да настроилась на благоприятный весенний лад, и отважные пилоты не упустили свой шанс. За семь дней они сняли с дрейфующей льдины и доставили на материк всех челюскинцев, это был действительно героический подвиг —высший пилотаж мирового класса! Все 104 зимовщика, два месяца отважно боровшиеся за свою жизнь на дрейфу­ ющих льдах далёкого Чукотского моря, 13 апреля 1934 года были на материке в посёлке Ванкарем. Последним рейсом со льдины были доставлены: исполнявший обязанности начальника экспедиции, в связи с болезнью О. Ю. Шмидта, А. Н. Боб­ ров, радист Э. Т. Кренкель и капитан парохода «Челюскин» В. И. Воронин. Все спа­ сённые зимовщики были живы и здоровы. Все, за исключением... Общий весьма положительный баланс здоровья немного «подпортил» сам Отто Юльевич Шмидт. Он перед завершением дрейфа на льдине простудился и серьёзно заболел плеври­ том. Поэтому, несмотря на его бурный протест, был вывезен из лагеря «вне очере­ ди» и доставлен на Аляску в госпиталь посёлка Ном на лечение. Впрочем, ко време­ ни прибытия экспедиции в Москву начальник был почти здоров. А спустя два месяца, столица Москва встречала отважных челюскинцев и их спасателей —лётчиков полярной авиации. Огромные толпы народа встречали сво­ их главных героев, безусловно, самых мужественных и достойных граждан страны. Через несколько дней семь лётчиков —главных участников спасательной операции — 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz