Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

тревожным положением судна было решено организовать на льдине продоволь­ ственный склад из расчёта количества людей на борту судна примерно на 4 месяца. Кроме того, были выгружены и складированы аварийный запас одежды, топлива и необходимых строительных материалов. Развязка наступила 13 февраля. Еще накануне вечером стали ощущаться силь­ ные подвижки льдов вокруг судна. Их давление на корпус нарастало. Сильный се­ верный ветер способствовал очередной перегруппировке ледовых масс. Моряки с керосиновыми фонарями регулярно совершали обходы вокруг судна, осматривая лёд, напиравший на корпус. Геофизик И. Факидов, осуществлявший постоянное наблюдение за поведением льдов вокруг судна, доложил утром 13 февраля капита­ ну о сильном торошении и приближении ледового вала к судну. А днём гигантские ледовые нагромождения с двух сторон навалились на судно. Прозвучал сигнал су­ довой тревоги. Ледовый натиск не застал людей врасплох. Началась организован­ ная выгрузка на лёд всего самого необходимого: продовольствия, одежды, топлива, аппаратуры, научных документов. Выгрузили палатки, самолёт, инструменты, стро­ ительные материалы. Начальник экспедиции О. Ю. Шмидт послал в Уэлен последнюю радиограмму о том, что «Челюскин» постепенно погружается в воду, что уже залиты машины и кочегарки и вода прибывает в первом и втором трюмах. Отто Юльевич докладывал спокойно, лаконично, по-деловому, словно выдавал очередную диспетчерскую свод­ ку. Это был повседневный, устоявшийся стиль работы руководителей экспедиции, который передавался и всем её участникам, —действовать деловито, энергично и главное... без паники. Зимой в Арктике всё возможно и следует быть готовыми к любой неожиданности, самому экстремальному развитию событий. А положение судна становилось критическим. Гигантский напор льдов прорвал обшивку корпуса одновременно у двух носовых трюмов, вода хлынула внутрь суд­ на. Теперь уже без штурманских расчётов стало понятно: при затоплении двух отсе­ ков —судно обречено. Носовая часть начала быстро погружаться в воду. Последо­ вала последняя команда капитана: «Всем оставить борт судна». Тут произошло не­ предвиденное. Заведующий судовым хозяйством Б. Г. Могилевич как рачительный хозяин до последней возможности сбрасывал с судна на лёд всё, что еще попадалось под руки, понимая, что в хозяйстве на льду всё пригодится. Капитан вместе с на­ чальником экспедиции, еще находясь на борту, повторил команду: «Оставить судно!». В этот момент сорвавшиеся с креплений бочки с бензином сбили Бориса Могилевича с ног. На палубе уже невозможно было стоять и он, оказавшись в ледо­ во-водяном водовороте, погиб вместе с судном. Капитан Воронин последним прыг­ нул с борта на лёд. 13 февраля 1934 года в 15 часов 50 минут пароход «Челюскин», быстро погру жаясь носом, резко двинулся вперёд и... навсегда ушёл в воды Чукотского моря. Это произошло в координатах: широта 68 градусов северная, долгота 172 градуса 50,9 минуты западная. На льду остались 104 человека, среди которых были женщи­ ны и дети. Снова начались, а точнее, с максимальным напряжением продолжились, сверхавральные работы теперь уже на дрейфующей льдине, в беспросветной мгле полярной ночи. С 13 февраля начал своё существование и активную деятельность легендарный ледовый «лагерь Шмидта», судьба которого привлекла внимание лю­ дей не только в Советском Союзе, но и во всём мире. Люди на льду собирали, разби­ рали и укладывали всё, что успели выгрузить с тонувшего корабля, вылавливали из 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz