Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
тревожным положением судна было решено организовать на льдине продоволь ственный склад из расчёта количества людей на борту судна примерно на 4 месяца. Кроме того, были выгружены и складированы аварийный запас одежды, топлива и необходимых строительных материалов. Развязка наступила 13 февраля. Еще накануне вечером стали ощущаться силь ные подвижки льдов вокруг судна. Их давление на корпус нарастало. Сильный се верный ветер способствовал очередной перегруппировке ледовых масс. Моряки с керосиновыми фонарями регулярно совершали обходы вокруг судна, осматривая лёд, напиравший на корпус. Геофизик И. Факидов, осуществлявший постоянное наблюдение за поведением льдов вокруг судна, доложил утром 13 февраля капита ну о сильном торошении и приближении ледового вала к судну. А днём гигантские ледовые нагромождения с двух сторон навалились на судно. Прозвучал сигнал су довой тревоги. Ледовый натиск не застал людей врасплох. Началась организован ная выгрузка на лёд всего самого необходимого: продовольствия, одежды, топлива, аппаратуры, научных документов. Выгрузили палатки, самолёт, инструменты, стро ительные материалы. Начальник экспедиции О. Ю. Шмидт послал в Уэлен последнюю радиограмму о том, что «Челюскин» постепенно погружается в воду, что уже залиты машины и кочегарки и вода прибывает в первом и втором трюмах. Отто Юльевич докладывал спокойно, лаконично, по-деловому, словно выдавал очередную диспетчерскую свод ку. Это был повседневный, устоявшийся стиль работы руководителей экспедиции, который передавался и всем её участникам, —действовать деловито, энергично и главное... без паники. Зимой в Арктике всё возможно и следует быть готовыми к любой неожиданности, самому экстремальному развитию событий. А положение судна становилось критическим. Гигантский напор льдов прорвал обшивку корпуса одновременно у двух носовых трюмов, вода хлынула внутрь суд на. Теперь уже без штурманских расчётов стало понятно: при затоплении двух отсе ков —судно обречено. Носовая часть начала быстро погружаться в воду. Последо вала последняя команда капитана: «Всем оставить борт судна». Тут произошло не предвиденное. Заведующий судовым хозяйством Б. Г. Могилевич как рачительный хозяин до последней возможности сбрасывал с судна на лёд всё, что еще попадалось под руки, понимая, что в хозяйстве на льду всё пригодится. Капитан вместе с на чальником экспедиции, еще находясь на борту, повторил команду: «Оставить судно!». В этот момент сорвавшиеся с креплений бочки с бензином сбили Бориса Могилевича с ног. На палубе уже невозможно было стоять и он, оказавшись в ледо во-водяном водовороте, погиб вместе с судном. Капитан Воронин последним прыг нул с борта на лёд. 13 февраля 1934 года в 15 часов 50 минут пароход «Челюскин», быстро погру жаясь носом, резко двинулся вперёд и... навсегда ушёл в воды Чукотского моря. Это произошло в координатах: широта 68 градусов северная, долгота 172 градуса 50,9 минуты западная. На льду остались 104 человека, среди которых были женщи ны и дети. Снова начались, а точнее, с максимальным напряжением продолжились, сверхавральные работы теперь уже на дрейфующей льдине, в беспросветной мгле полярной ночи. С 13 февраля начал своё существование и активную деятельность легендарный ледовый «лагерь Шмидта», судьба которого привлекла внимание лю дей не только в Советском Союзе, но и во всём мире. Люди на льду собирали, разби рали и укладывали всё, что успели выгрузить с тонувшего корабля, вылавливали из 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz