Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Формально можно было считать, что главная цель экспедиции достигнута — переход по всей трассе Северного морского пути в одну навигацию (самостоятель но, без ледокольного обеспечения) выполнен. Но ледовое плавание на этом, к сожа лению, не завершилось. Пройти в Берингово море, до открытой воды, «Челюски ну» было не суждено. Огромная льдина, в которую вмёрзло судно, не разрушилась, а остановилась и с изменением направления ветра пошла обратно из пролива на северо-восток в Чукотское море. Ах, как нужна была в этот момент минимальная помощь ледокола. И, в принципе, помощь была возможна, но.... руководители экс педиции на «Челюскине», очевидно, допустили серьёзную ошибку. Дело в том, что на следующий день после того, как судно понесло ледовым дрей фом из Берингова пролива на север (это случилось 5 ноября), от начальника Севе ро-Восточной экспедиции капитана А. П. Бочека и капитана ледореза «Ф. Литке» Н. М. Николаева пришла радиограмма с предложением оказать помощь по выводу «Челюскина» на кромку льдов, до которой в то время было чуть более двух миль. Однако руководители экспедиции на «Челюскине», вероятно, неправильно оценив сложившуюся ледовую обстановку, отказались от предлагаемой помощи. Они еще надеялись на скорое разрушение обширного ледового поля, в которое вмёрз паро ход. Нм очень хотелось самостоятельно завершить переход —это было одним из условий плавания «Челюскина». Да, это была трагическая ошибка опытных и мудрых полярных мореплавателей О. Ю. Шмидта и В. И. Воронина. Вероятно, они не приняли серьёзно во внимание тот факт, что «на дворе» был ноябрь —начало арктической зимы, когда ледовые поля чаще смерзаются, нежели разрушаются. А когда поняли опасность положения судна и 10 ноября попросили «Литке» о помощи, оказалось уже поздно. Ледорез, сам изувеченный льдами, с большой водотечностью корпуса (более 1000 тонн в сутки), с весьма ограниченным запасом топлива всё же вышел 12 ноября из бухты Провидения и устремился на север к «Челюскину». Но шанс реальной помощи был уже упущен. Теперь от дрейфующего к северу парохода до ледовой кромки было уже около 60 миль. Трое суток бился отважный ледорез в тяжелых льдах, пытаясь освободить «Челюскин», попавшего в критическую ситуацию, но преодолеть тяже лую ледовую перемычку не удалось. О. Ю. Шмидт и В. И. Воронин, оценив склады вающуюся обстановку, предложили «Литке» возвращаться в порт. Теперь «Челюс кин» остался во льдах один, его сравнительно быстро уносило на север, и зимовка становилась неизбежной. Почти три месяца продолжался ледовый дрейф в Чукотском море. В последние дни ноября в результате сильных штормов ледовые массы получали некоторое раз ряжение, и капитан Воронин, используя их, пытался вести судно на юго-восток в сторону Берингова пролива. Но это продолжалось недолго —лед снова сжимал судно и уносил его все далее от земли в открытое море. Наконец, 3 декабря «Челюскин» снова вмёрз в ледовое поле и теперь уже окончательно остановился на зимовку. С этого времени до трагической развязки в феврале, в продолжение еще двух меся цев зимнего арктического дрейфа, люди были в постоянном нервном напряжении. И это понятно —частые торошения льдов, сжатия корпуса судна, его многократные повреждения, запредельно суровые условия полярной ночи стали «чрезвычайным режимом», в котором оказался весь коллектив зимовщиков. При очередном ледо вом сжатии своротило руль, в носовых трюмах появилась сильная течь. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz