Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

монолит ледовые поля, торосы, перемычки старых льдов и с каждым днём услож­ няет плавание судна. И всё же «Челюскин» продолжал пробиваться на восток. 7—8 сентября Воронин провёл судно через пролив Санникова и вышел в Восточно- Сибирское море. Кстати, «Челюскин» был вторым судном, прошедшим проливом Санникова. Впервые проход этим практически совершенно неисследованным тог­ да проливом совершила шхуна «Полярная Звезда» в 1926 году. Естественно, капи­ тан Воронин почти двое суток не сходил с мостика. Дрейфующий лёд, неизвестные течения, многочисленные мелководья и вдобавок отказал вновь установленный эхо­ лот —пришлось каждые полчаса измерять глубины вручную. И только опыт и ве­ ликолепное моряцкое мастерство капитана позволили сравнительно крупному судну с большой осадкой благополучно миновать этот очень сложный в навигационном отношении участок пути. В Восточно-Сибирском море ледовая обстановка резко осложнилась. Лётчики, производившие ледовую разведку с берегового аэродрома, сообщили руководству экспедиции, что восточнее устья Колымы льды становятся более тяжелыми и спло­ ченными, появились сморози и торосы молодого льда. Наступала глубокая осень с первыми значительными морозами и метелями. Но капитан Воронин, используя информацию лётчиков о состоянии льдов, энергично и упорно вёл судно вдоль Чу­ котского побережья всё далее на восток и всё ближе к конечной цели плавания. Судно часто застревало во льдах, получая всё новые повреждения корпуса от ударов о мо­ гучие старые льдины. Теперь судоводителей постоянно поджидала еще одна опас­ ность. Вновь выпадающий снег искусно маскировал под один покров и молодые ледовые поля, и старые жёсткие льдины, вмёрзшие в него и заметенные снегом. Натыкаясь внезапно и жёстко на такие «подсовы», судно постепенно теряло свои мореходные качества. А тут пришла новая огорчительная весть. Ледокол «Красин» во льдах Карского моря потерял один из своих винтов и теперь надежды на его помощь практически не было. Он с трудом выводил на запад три судна, следовавшие с Лены. А ледорез «Ф. Литке» с караваном колымских судов, тоже практически в аварийном состоя­ нии, пробивались на восток к Берингову проливу. Таким образом, рассчитывать на ледокольную помощь «Челюскину» в ближайшее время не приходилось. Да, по сути дела, руководители экспедиции и не собирались пока просить о помощи. Была на­ дежда на улучшение ледовой обстановки и на... счастливую случайность. Но в на­ вигацию 1933 года в Восточной Арктике таких благоприятных обстоятельств, к со­ жалению, не случилось. Судно продвигалось вперёд очень медленно. Оно стало чаще вмерзать в дрей­ фующие льды, выбираться из которых приходилось всё труднее. Примерно полто­ ра месяца «Челюскин» то вмерзал в лёд и дрейфовал, то, на короткое время осво­ бождаясь, пытался продолжать плавание к Берингову проливу. Участники экспе­ диции всеми средствами, вплоть до околок корпуса ломами и пешнями, взрывая ледовые сморози аммоналом, предельной работой машины, продолжали «тащить» судно к заветной цели. И, наконец, подгоняемый штормовым северо-западным вет­ ром, вместе с дрейфующим льдом пароход «Челюскин» 4 ноября 1933 года вошел, а точнее, его внесло, в Берингов пролив. Это произошло через 85 суток после выхода из Мурманска. Для сравнения отметим, что в предыдущую навигацию пароход «Сибиряков» прошел этим путём из Архангельска за 66 суток. Уточним, что это сравнение ни о чём не говорит и ничего не доказывает. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz