Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
было очевидно, что по хорошему раскладу в половине августа судну надлежало быть не у Новой Земли, а как минимум, в проливе Вилькицкого. Он знал, что теперь нельзя терять время, иначе зимовка будет неизбежна. Поэтому, несмотря на неблагопри ятные ледовые условия, вёл повое, неиспытанное во льдах судно на пределе допус тимой мощности. А между тем, пароход уже при первых контактах с сравнительно лёгкими ледо выми перемычками начал получать повреждения. Деформировались шпангоуты, лопались стрингеры, прогибалась обшивка корпуса, появились признаки водотеч- ности. Причины повреждений были понятны, по крайней мере, руководителям экс педиции. Широкий корпус и чрезмерно полные обводы носовых образований со здавали запредельные напряжения в скуловой части корпуса. При этом пароход плохо слушался руля. Итак, с первой встречи с полярными льдами экипаж приступил, как говорят моряки, к борьбе за живучесть судна. Путём установки ящиков с цементом ликви дировали очаги водотечности корпуса, устраняли разрывы в корпусных конструк циях, на вмятины накладывали деревянные брусья-упоры. Да, именно деревянные, потому что не было других, годных по размерам и конфигурации. Автору этих строк вспоминается, что на ледокольном пароходе «Г. Седов» в 1946 году в одном из трю мов тоже стоял гигантский дубовый бимс-упор поперёк корпуса. Он заметно виб рировал при ледовых сжатиях. А кода напор льдов бывал особенно жёсткий, то даже заметно изгибался и на всё это было иногда жутко смотреть. Однако, несмотря на довольно туманные перспективы дальнейшего самостоя тельного ледового плавания, руководители, по крайней мере, начальник экспеди ции Шмидт и капитан Воронин, держались уверенно и с оптимизмом. Так, Влади мир Иванович настойчиво повторял, что неважно —больше или меньше этих недо статков и повреждений, а всё равно надо вести борьбу со льдами и прокладывать путь на восток. Капитан, разумеется, имел в виду не только прокладку курса на во сток теперь, на «Челюскине», а продвижение на восток вообще, создание всей трас сы. Отто Юльевич Шмидт и Владимир Иванович Воронин были горячими патрио тами Северного морского пути, истинными сторонниками развития, дальнейшего изучения и обустройства Арктики. Бывали в процессе плавания и приятные события. 22 августа лётчик М. С. Ба бушкин с капитаном В. И. Ворониным совершили первую ледовую разведку и по лучили довольно обстоятельную информацию о состоянии льдов в восточной час ти Карского моря. А на следующий день челюскинцы открыли остров, который не значился на морских картах. Остров сфотографировали с самолёта и впервые до вольно точно нанесли на карту, назвав его остров Уединения. Недалеко от острова «Челюскин» встретился с ледокольным пароходом «Г. Седов», и далее к проливу Вилькицкого суда стали пробиваться через льды совместными усилиями. Капитан Воронин попытался совершить обход архипелага Северная Земля с севера, как было в прошлом году на «Сибирякове», но суда встретили на пути тяжелые многолетние льды и были вынуждены повернуть на юго-восток к Таймыру. 1 сентября «Челюскин» прошел пролив Вилькицкого и, выйдя в море Лапте вых, устремился к Новосибирским островам. Это был большой успех экспедиции. Пролив Вилькицкого —«горло» всей трассы Северного морского пути. Но руково дителей экспедиции и, особенно капитана, постоянно терзал дефицит времени. Они знали, что первая декада сентября в районах восточнее Таймыра —время нового ледообразования, молодой лёд растёт «не по дням, а по часам», схватывая в один 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz