Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

было очевидно, что по хорошему раскладу в половине августа судну надлежало быть не у Новой Земли, а как минимум, в проливе Вилькицкого. Он знал, что теперь нельзя терять время, иначе зимовка будет неизбежна. Поэтому, несмотря на неблагопри­ ятные ледовые условия, вёл повое, неиспытанное во льдах судно на пределе допус­ тимой мощности. А между тем, пароход уже при первых контактах с сравнительно лёгкими ледо­ выми перемычками начал получать повреждения. Деформировались шпангоуты, лопались стрингеры, прогибалась обшивка корпуса, появились признаки водотеч- ности. Причины повреждений были понятны, по крайней мере, руководителям экс­ педиции. Широкий корпус и чрезмерно полные обводы носовых образований со­ здавали запредельные напряжения в скуловой части корпуса. При этом пароход плохо слушался руля. Итак, с первой встречи с полярными льдами экипаж приступил, как говорят моряки, к борьбе за живучесть судна. Путём установки ящиков с цементом ликви­ дировали очаги водотечности корпуса, устраняли разрывы в корпусных конструк­ циях, на вмятины накладывали деревянные брусья-упоры. Да, именно деревянные, потому что не было других, годных по размерам и конфигурации. Автору этих строк вспоминается, что на ледокольном пароходе «Г. Седов» в 1946 году в одном из трю­ мов тоже стоял гигантский дубовый бимс-упор поперёк корпуса. Он заметно виб­ рировал при ледовых сжатиях. А кода напор льдов бывал особенно жёсткий, то даже заметно изгибался и на всё это было иногда жутко смотреть. Однако, несмотря на довольно туманные перспективы дальнейшего самостоя­ тельного ледового плавания, руководители, по крайней мере, начальник экспеди­ ции Шмидт и капитан Воронин, держались уверенно и с оптимизмом. Так, Влади­ мир Иванович настойчиво повторял, что неважно —больше или меньше этих недо­ статков и повреждений, а всё равно надо вести борьбу со льдами и прокладывать путь на восток. Капитан, разумеется, имел в виду не только прокладку курса на во­ сток теперь, на «Челюскине», а продвижение на восток вообще, создание всей трас­ сы. Отто Юльевич Шмидт и Владимир Иванович Воронин были горячими патрио­ тами Северного морского пути, истинными сторонниками развития, дальнейшего изучения и обустройства Арктики. Бывали в процессе плавания и приятные события. 22 августа лётчик М. С. Ба­ бушкин с капитаном В. И. Ворониным совершили первую ледовую разведку и по­ лучили довольно обстоятельную информацию о состоянии льдов в восточной час­ ти Карского моря. А на следующий день челюскинцы открыли остров, который не значился на морских картах. Остров сфотографировали с самолёта и впервые до­ вольно точно нанесли на карту, назвав его остров Уединения. Недалеко от острова «Челюскин» встретился с ледокольным пароходом «Г. Седов», и далее к проливу Вилькицкого суда стали пробиваться через льды совместными усилиями. Капитан Воронин попытался совершить обход архипелага Северная Земля с севера, как было в прошлом году на «Сибирякове», но суда встретили на пути тяжелые многолетние льды и были вынуждены повернуть на юго-восток к Таймыру. 1 сентября «Челюскин» прошел пролив Вилькицкого и, выйдя в море Лапте вых, устремился к Новосибирским островам. Это был большой успех экспедиции. Пролив Вилькицкого —«горло» всей трассы Северного морского пути. Но руково­ дителей экспедиции и, особенно капитана, постоянно терзал дефицит времени. Они знали, что первая декада сентября в районах восточнее Таймыра —время нового ледообразования, молодой лёд растёт «не по дням, а по часам», схватывая в один 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz