Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Перед экспедицией были поставлены три основные задачи. Во-первых, повто­ рить поход «А. Сибирякова», совершившего в предыдущую навигацию сквозной рейс из Белого моря в Тихий океан в одну навигацию и доказать, что Северный морской путь —это транспортно-торговый путь с запада на восток. Во-вторых, про­ верить пригодность вновь построенного судна к плаванию в арктических ледови­ тых морях и в случае успешного выполнения похода заказать несколько таких су­ дов, которые составили бы в будущем основу ледокольно-транспортного флота Севморпути. В-третьих, наметить планы будущего обустройства арктической трас­ сы как главного судоходного пути с промежуточными портами заходов —снабжен­ ческими базами. Были и другие текущие задачи, например, смена зимовщиков на полярной станции острова Врангель. Планировалось также в случае благоприят­ ных условий подробнее осмотреть районы предполагаемой Земли Санникова и Зем­ ли Андреева. Пароход «Челюскин», на котором отправлялась экспедиция, был совершенно новый, построенный по заказу советского правительства в Дании. Как выяснилось в процессе плавания, судно, к сожалению, оказалось непригодным для плавания в полярных льдах. И на наш взгляд, в этом была вина не только, даже не столько, судостроителей, сколько заказчика. Уточним, что это мнение капитанов, имеющих большой опыт наблюдения и приёмки судов из постройки не только от наших, но и иностранных судостроительных компаний. Начальником снаряжаемой экспедиции был снова назначен О. Ю. Шмидт — начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Напомним, что он возглавлял и предыдущую экспедицию на «Сибирякове». Капитаном паро­ хода «Челюскин» шел В. И. Воронин. Всего в состав экспедиции входили 112 чело­ век —моряки, научные сотрудники, строители, будущие зимовщики полярной стан­ ции. Экспедиция была хорошо организована и довольно обеспечена всем необходи­ мым, включая годовой запас продовольствия. По мнению специалистов, контролировавших подготовку экспедиции, всё было хорошо спланировано, организовано и снаряжено. Несколько омрачало очевидное запоздание с выходом в плавание. «Челюскин» отправился из Ленинграда 16 июля 1933 года и после непродол­ жительного захода в Копенгаген 2 августа прибыл в Мурманск. Стоянка в Мурман­ ске, к сожалению, затянулась на 8 суток. Здесь пополняли запасы топлива (камен­ ного угля), пресной воды, получили дополнительное снабжение и продовольствие, разборные домики, живой скот, сено. Здесь же приняли на борт лёгкий самолёт- разведчик. 10 августа «Челюскин» отправился из Мурманска в арктическое плава­ ние. В связи с непредвиденными задержками в Ленинграде, Копенгагене, да и в Мурманске, экспедиция запаздывала с началом арктического рейса минимум на 20 суток, а это в Арктике очень важно. По краткой информации с полярных станций и ледоколов ледовая обстановка в Арктике в навигацию 1933 года была довольно сложная. Скопления льдов наблю­ дались на многих учас тках трассы, начиная от новоземельских проливов —Карские Ворота и Югорский Шар. 13 августа «Челюскин» через пролив Маточкин Шар вы­ шел в Карское море и последовал далее на восток, не останавливаясь при встрече с ледоколом «Красин», ожидавшим подхода судов с запада. В. И. Воронин, опытный ледовый капитан и мудрый осмотрительный человек, лучше всех понимал, что вре­ мя катастрофически уходит, а впереди длинный и трудный ледовый путь. Для него 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz