Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Экипажу понадобилось шесть дней для устранения повреждений. А еще через два дня при форсировании особенно тяжелой ледовой перемычки обломился и ушел на морское дно весь конец гребного вала вместе с лопастями винта. Это уже была не­ поправимая авария силовой установки. «Сибиряков», по меткому выражению мо­ ряков, превратился в «баржу ледокольного типа». Судно 12 дней дрейфовало вмес­ те со льдом, постепенно приближаясь к Берингову проливу. Экипаж и участники экспедиции вели отчаянную борьбу за продвижение судна к конечной цели своего плавания. Они изготовили из судовых брезентов самодельные паруса, с помощью якорей и взрывов разворачивали беспомощный пароход на нужный курс, пускали в ход лопаты, ломы, багры, взрывчатку. Наконец, задул сильный, попутный северо-за- падный ветер. И через несколько дней отважные мореплаватели, образно говоря, «втащили» пароход в Берингов пролив и уже там вышли на свободную воду. Здесь «Сибирякова» взял на буксир траулер «Уссуриец» и повёл в Петропавловск- Камчатский. Это случилось 1 октября 1932 года —ледокольный пароход «А. Сиби­ ряков» прошел самостоятельно весь Северный морской путь от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию, а точнее, за 66 суток. Ну, а поломка винта это, по нынешним понятиям, рядовой случай, досадная задержка, такое нередко бывает в ледовых арктических плаваниях, даже у более мощных кораблей, иногда и у атомных ледоколов. Экспедиция на «А. Сибирякове» совершила историческое плавание и положи­ ла начало реальному существованию Северного морского пути как новой нацио­ нальной транспортной магистрали. Свершилось важное географическое событие! Это был величественный гимн арктическому мореплаванию, отваге, самоотвержен­ ному, героическому труду многих поколений славных российских моряков, кото­ рые прокладывали эту главную арктическую трассу в течение нескольких столе­ тий. И нынешние поколения моряков ледокольно-транспортного флота, идущих в этих торосистых многолетних льдах на современных могучих кораблях с силовыми энергетическими установками мощностью от 11 до 75 тысяч лошадиных сил, благо­ дарно склоняют головы перед памятью своих дерзновенно отважных предшествен­ ников, проложивших «морской ход» вдоль всего Северного побережья России. Экспедиция на пароходе «А. Сибиряков» имела огромное практическое значе­ ние. 17 декабря 1932 года, через два месяца после окончания этого славного похода, Совет Народных Комиссаров (правительство) принял решение создать Главное управление Северного морского пути с задачей: «Проложить морской путь от Бе­ лого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Драма и триумф в Чукотском море В следующую арктическую навигацию 1933 года было принято правительствен­ ное решение —повторить поход «А. Сибирякова» и тем самым окончательно закрепить возможность регулярного плавания транспортных судов по трассе Северного морского пути. Экспедиция на пароходе «Челюскин» планировалась как комплексное арктическое мероприятие с широким профилем проведения навига­ ционно-практических работ и осуществления научно-исследовательских программ. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz