Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Экипажу понадобилось шесть дней для устранения повреждений. А еще через два дня при форсировании особенно тяжелой ледовой перемычки обломился и ушел на морское дно весь конец гребного вала вместе с лопастями винта. Это уже была не поправимая авария силовой установки. «Сибиряков», по меткому выражению мо ряков, превратился в «баржу ледокольного типа». Судно 12 дней дрейфовало вмес те со льдом, постепенно приближаясь к Берингову проливу. Экипаж и участники экспедиции вели отчаянную борьбу за продвижение судна к конечной цели своего плавания. Они изготовили из судовых брезентов самодельные паруса, с помощью якорей и взрывов разворачивали беспомощный пароход на нужный курс, пускали в ход лопаты, ломы, багры, взрывчатку. Наконец, задул сильный, попутный северо-за- падный ветер. И через несколько дней отважные мореплаватели, образно говоря, «втащили» пароход в Берингов пролив и уже там вышли на свободную воду. Здесь «Сибирякова» взял на буксир траулер «Уссуриец» и повёл в Петропавловск- Камчатский. Это случилось 1 октября 1932 года —ледокольный пароход «А. Сиби ряков» прошел самостоятельно весь Северный морской путь от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию, а точнее, за 66 суток. Ну, а поломка винта это, по нынешним понятиям, рядовой случай, досадная задержка, такое нередко бывает в ледовых арктических плаваниях, даже у более мощных кораблей, иногда и у атомных ледоколов. Экспедиция на «А. Сибирякове» совершила историческое плавание и положи ла начало реальному существованию Северного морского пути как новой нацио нальной транспортной магистрали. Свершилось важное географическое событие! Это был величественный гимн арктическому мореплаванию, отваге, самоотвержен ному, героическому труду многих поколений славных российских моряков, кото рые прокладывали эту главную арктическую трассу в течение нескольких столе тий. И нынешние поколения моряков ледокольно-транспортного флота, идущих в этих торосистых многолетних льдах на современных могучих кораблях с силовыми энергетическими установками мощностью от 11 до 75 тысяч лошадиных сил, благо дарно склоняют головы перед памятью своих дерзновенно отважных предшествен ников, проложивших «морской ход» вдоль всего Северного побережья России. Экспедиция на пароходе «А. Сибиряков» имела огромное практическое значе ние. 17 декабря 1932 года, через два месяца после окончания этого славного похода, Совет Народных Комиссаров (правительство) принял решение создать Главное управление Северного морского пути с задачей: «Проложить морской путь от Бе лого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Драма и триумф в Чукотском море В следующую арктическую навигацию 1933 года было принято правительствен ное решение —повторить поход «А. Сибирякова» и тем самым окончательно закрепить возможность регулярного плавания транспортных судов по трассе Северного морского пути. Экспедиция на пароходе «Челюскин» планировалась как комплексное арктическое мероприятие с широким профилем проведения навига ционно-практических работ и осуществления научно-исследовательских программ. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz