Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» 64 года назад пароход «А. Сибиряков» с машиной в 2300 лошадиных сил с двумя речными посудинами на буксире прошел этот участок по чистой воде за 3 дня! Вот что такое —ледовые условия, ледовый режим арктических морей, как важно его знать, изучать и учитывать при плавании в Арктике. Здесь сибиряковцы встрети­ лись с караваном транспортов под проводкой ледореза «Ф. Литке». Это была Севе­ ро-Восточная экспедиция. И знаменательный эпизод —впервые на трассе Северно­ го морского пути на внешнем рейде Колымы в августе 1932 года собрался большой отряд — 11 транспортных судов, поистине историческое событие в Арктике в тот период. 4 сентября, выйдя из устья Колымы, «Сибиряков» пошел далее в сторону Бе­ рингова пролива, к конечной цели экспедиции. Предстояло преодолеть самый сложный участок великой ледовой трассы. С этого дня пароходу пришлось посто­ янно вести трудную, практически беспрерывную борьбу с тяжелыми арктически­ ми льдами. Да, по большому счёту, тут был крайне нужен надёжный помощник — ледокол. Но, увы и ах! С ледоколами в Арктике было трудно, а в том районе их просто не было. «Сибиряков» пробивал ледовые перемычки бесчисленными уда­ рами слабого натруженного корпуса, моряки долбили лёд пешнями, рвали аммо­ налом. Шли наугад, не имея никакой информации о ледовых условиях. Известно, что при снаряжении в путь экспедиции был придан самолёт-разведчик. Но он опоз­ дал к отходу из Архангельска и «пытался догнать» пароход в Диксоне, но потер­ пел аварию в полёте. Экспедиция лишилась ледового разведчика —это была боль­ шая потеря. И всё же главная цель плавания —Берингово море, хотя трудно и медленно, но приближалась. Однако вскоре произошла тяжелая авария. В районе острова Колючин среди тяжелых торосистых льдов поломались лопасти гребного винта. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz