Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

удовлетворить в коммерческом плане. Поэтому первой задачей данной экспедиции и было выпол­ нить предстоящий рейс в одну навигацию, причём на «рядовом» транспортном судне. Начав свой поход из Архангельска, «Сибиряков» I августа прошел пролив Маточкин Шар, разделяю­ щий северный и южный острова Новой Земли, и ус­ тремился в просторы Карского моря. Специалисты- гидрологи прогнозировали в арктическую навига­ цию 1932 года благоприятную ледовую обстановку. Экспедиция сравнительно легко преодолела первый участок пути и через несколько дней уже была в Дик­ соне. После пополнения запасов угля и пресной воды I I августа «Сибиряков» отправился далее на восток, в обход сурового, тогда еще весьма малоизвестного, Таймыра. Тут следует заметить, что капитан Воро­ нин, проанализировав ледовую обстановку, решил направить судно не в пролив Вилькицкого, а в обход архипелага Северная Земля. Это был беспримерно смелый и рискованный шаг со стороны капитана. Впервые в истории арктических плаваний пароход «Александр Сибиряков» обошел незнако­ мый тогда гигантский архипелаг с севера. В море Лаптевых на пути отважных мореплавателей стали встречаться доволь­ но сложные ледовые участки —судно входило в Таймырский ледовый массив. В ход пошла вся скромная мощь парохода: машина, пешни, ломы, аммонал (взрывча­ тые патроны). Руководители экспедиции после успешного обхода с севера преды­ дущего архипелага решили оставить к югу и Новосибирские острова. Но тут на пути встали тяжелые многолетние ледовые поля. Капитан Воронин направил судно при­ брежным маршрутом. Перед этим «А. Сибиряков» на несколько дней заходил в Тикси, где пополнил запасы топлива, воды и продовольствия, специально подготовленных для экспеди­ ции береговыми вспомогательными партиями. Заход в бухту Тикси был предус­ мотрен генеральным планом похода. Кроме снабженческих операций —пополне­ ния запасов, этот заход имел общественно-политическую цель: показать будущую надёжную морскую транспортную связь Якутии с европейскими промышленными районами страны, включение республики в сферу деятельности системы Севмор- пути. Это тоже был важный государственный шаг, инициированный мудрым арк­ тическим стратегом —профессором О. Ю. Шмидтом. 30 августа экспедиция продолжила путь на восток, причем с двумя малыми па­ роходами на буксире, которые приняли под проводку из Тикси до устья Колымы. Это было весьма благородное, но очень рискованное предприятие. За трое суток эти две, по нынешним меркам, старые колёсные «развалюшки» были доставлены на Колыму. Какие поистине потрясающие контрасты случаются в части ледовых условий в Арктике. В одну из нынешних арктических навигаций (это было в 1995 году) нам на танкере «Самбурга» под проводкой атомного ледокола «Совет­ ский Союз» с мощностью 75 тысяч лошадиных сил понадобилось 5 суток (правда, через пролив Санникова) упорной, напряженной работы в ледовых условиях. А вот 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz