Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
и наблюдений отметим, что в них принимали участие уже десятки полярных стан ций —от Земли Франца-Иосифа (на острове Рудольфа) до мыса Дежнёва на севе ро-восточной оконечности Чукотского полуострова. Одним из наиболее значимых событий Второго Международного полярного года в Арктике и явился план первого в истории плавания по всему Северо-Восточному проходу за одну арктическую навигацию. Вообще вопрос о Северном морском пути стоял в то время, в частности, в нашей стране, довольно остро как мероприятие боль шого политического и научно-практического значения. А для успешного решения этой проблемы в то время уже сложились вполне благоприятные условия. На за падном участке арктической магистрали ежегодно осуществлялись Карские экспе диции с участием большой группы судов и нескольких ледоколов. Работала целая сеть радиостанций, получали развитие ледовые разведки с самолётов. Активно ра ботали гидрографические суда, а учёные начали составлять метеорологические и ледовые прогнозы для Белого, Баренцева и Карского морей. Определённые успехи к тому времени были достигнуты также в изучении и ос воении северо-восточных арктических морей. Колымские, а затем и Ленские рейсы из Владивостока к устьям рек Колымы, Лены, к острову Врангеля и другие подго товили определённые оптимальные условия и подтверждали возможность морских плаваний вдоль берегов Чукотского полуострова. Активно развивалась сеть гидро метеорологических станций на Колыме, Лене, Яне, Индигирке, на Новосибирских островах. Однако до начала тридцатых годов XX века арктическое мореплавание на «флан гах» Северного морского пути развивалось несколько обособленно: тут и там реша лись лишь региональные задачи. Такой уровень развития перевозок не удовлетво рял растущих потребностей обширного Арктического края. Всё острее вставала не обходимость создания единой трансарктической системы. А основным, базовым, стержнем её мог стать сквозной морской путь, связывающий по кратчайшему рас стоянию порты Европейского Севера России с прибрежными районами Сибири и Дальнего Востока. В то время у Северного морского пути было немало серьёзных оппонентов и влиятельных противников. Ранее они выступали даже с предложением о ликвида ции Карских экспедиций и Колымских рейсов, ссылаясь на якобы нерентабельность таковых. Правда, в их теоретических выкладках не придавалось значения таким аргументам в пользу проведения этих операций, как спасение от реального голода многих десятков тысяч людей —жителей Поморья и других северных областей стра ны. Конечно, можно обвинять советское правительство 20—30-х годов в некоторых ошибках. Но что они, организовав в запредельно трудных условиях Карские экспе диции, спасли от жестокого голода весь Европейский Север России —это истори ческие факты. Вопрос о целесообразности широкого освоения Северного морского пути сно ва остро встал в повестку дня еще и потому, что в то же время появился проект сооружения высокоширотной железнодорожной трассы, известной тогда как «Великий Северный путь». А если проще и конкретнее —это трансконтиненталь ная железнодорожная линия от Ленинграда и Мурманска до Советской Гавани на побережье Татарского пролива между материком и островом Сахалин. Она должна была стать по замыслу авторов магистралью трёх океанов, решить все транспорт ные проблемы Севера и привести к значительному подъёму производительных сил 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz