Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

чествования отважных моряков-полярников состо­ ялись в Ленинграде и Москве. Многочисленные во­ сторженные поздравления и отзывы о походах ле­ докола «Красин» и ледокольно-транспортных судов «Малыгин» и «Седов» стали достойной оценкой ра­ боты моряков, учёных, исследователей Арктики. Это явилось всеобщим признанием их крупных достиже­ ний в расширении познания природы арктических окраин и бассейна Центральной Арктики. Можно решительно утверждать, что кампания 1928 года в Арктике была не только международным политическим событием, но и явилась большим на­ учным достижением. Группы учёных, находившиеся на ледоколе «Красин» и транспортных судах «Малы­ гин» и «Г. Седов», провели впервые в высоких широ­ тах уникальные наблюдения и исследования, особен­ но по метеорологии, гидрологии, океанографии. На ледоколе проводились гидрологические разрезы вдоль побережий Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. Это были ценные арктические исследования учёных-поляр- ников в совершенно незнакомой доселе обширной полярной области. Одним из важнейших результатов этих выдающихся ледовых плаваний было также подтверждение мыслей, высказанных впервые ещё адмиралом С. О. Макаро­ вым, о возможности и необходимости применения ледокольных судов как для ис­ следований в центральном Арктическом бассейне, так и для проведения широких транспортных операций. И это было также одним из главных доказательств реша­ ющей роли линейных ледоколов в проведении арктических навигаций на трассах Северного морского пути. Походы наших ледовых кораблей в навигацию 1928 года показали также, что у нас есть замечательные ледовые капитаны, судоводители, моряки-профессионалы, способные выполнить любое самое сложное дело в арктических морях. Тут хочется вспомнить полушутливое, но очень значимое высказывание С. О. Макарова: «Русским морякам лучше всего удаются предприятия теоретически невыполни­ мые!». И теперь уже с очевидной уверенностью можно было утверждать: «Доволь­ но бегать к соседям за помощью —по поводу и без —пора самим решать наши боль­ шие и малые проблемы, в том числе и в полярном мореплавании!». В эту арктиче­ скую навигацию линейный ледокол и самолёт также решительно заявили о себе как о важнейших средствах в ходе дальнейшего освоения Арктики. Земля Франца-Иосифа —территория СССР П осле триумфальных походов ледокола «Красин» и ледокольных пароходов «Малыгин» и «Г. Седов» в высокие широты Арктики, связанных со спасени­ ем членов экипажа дирижабля «Италия» в арктическую навигацию 1928 года, воп­ росами изучения и исследования высокоширотных полярных регионов в нашей стра­ не стали заниматься регулярно и систематично на государственном уровне. Начало планомерному исследованию и изучению высоких широт положила первая комп- К. П. Эгги Ист.: История открытия и освоения Северного морского пути. —Л., 1959, т. 3 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz